.

Полинезия, маори, идол Тики, 1970-тые

http://antikvariat-japan.ru/component/virtuemart/view/productdetails/virtuemart_product_id/1381/virtuemart_category_id/128.html

 

Гавайские тики из парка Пу’ухонуа о Хонаунау

Тики — деревянные изображения божеств, распространённые в Полинезии. Тики — произношение на языке маори, именуется ki’i на гавайском и ti’i на таитянском. В полинезийской мифологии имя Тики носит первый человек (полубог) Тики участвовали в церемониях, их считали воплощениями богов, окормляя и заботясь о них. В гавайских легендах рассказывается, что практика поклонения тики была принесена туда в XII веке жрецом Ла’а-маи-кахики вместе с танцем хула и музыкальными инструментами. Маори начали изготавливать тики почти сразу после заселения Новой Зеландии; одно из старейших резных изображений, выполненных маори, — колонна мараэ, деревянный образ бога Уэнуку. Другая знаменитая деревянная скульптура-колонна — Ранги и Папы, богов неба и земли, в любовном объятии. Маорийских тики, не являющихся частью зданий, однако, сохранилось очень мало, в основном это 30—40-сантиметровые посохи с резьбой на одном конце. Более сложные и крупные отдельно стоящие тики встречаются на Островах Кука, Тубуаи и Острове Пасхи. Наиболее сложные тики производили гавайцы, их совершенство отмечал Джеймс Кук; несколько образцов были отосланы в Европу исследователями, а большинство оставшихся на Гавайях оказались в частных коллекциях. Уникальный для Гавайев вид тики — изображение пернатого бога, в которое вплетали настоящие перья. Тики упоминаются также в маркизской легенде, в тики ловят дух убитой за неверность женщины Кипо-кино, который затем возрождается в смертном теле.
В большинстве маорийских легенд о Тики сообщается, что он создан Папой и Ранги из глины; другие говорят о том, что его создал или родил бог Тане, либо Туматауэнга. Маркизцы считали, что родителями Тики были бог Атэа и его жена Ова. Маркизский Тики правит подземным миром. На Туамоту Тики — сын полубога Аху-роа и его жены Оне-руа, живших в легендарной прародине полинезийцев, Гаваике. Таитянские легенды сообщают, что Ти’и — сын богов Ту и Та’ароа; он считается прародителем знатных семейств. По гавайским представлениям все гавайцы являются потомками Ки’и, однако первочеловеком его не считают.

Россия, идол Тики, 2018

Российский аналог идола Тики

Кения, Самолийцы (племя Саб), 1970-1980-ые

https://www.livemaster.ru/topic/111716-neveroyatnaya-kultura-afrikanskih-plemen

Сомалийцы имеют две этнические подгруппы: северные — самале (самоназвание) и южные — саб (самоназвание). Двуязычны [основной язык — сомали кушитской группы афразийской (семито-хамитской) семьи, второй — арабский].
Среди сельского населения сомалийцев сохраняются элементы доисламских верований, у некоторых племён — касты колдунов.
Саб оставались в зависимом от самале положении. На них распространялся запрет содержать самых престижных животных — лошадей. Саб ограничены в участии в ритуальной сфере. Их неполноправное состояние подчёркивается такой юридической нормой как дозволенный брак с рабами, что совершенно исключено для самале. Причём дети от этих браков получали статус рабов. Из области социальной превосходство самале над саб перешло в сферу хозяйства. Установилась кабальная зависимость саб: они были принуждены обеспечивать кочевников самале своими продуктами земледелия, которым те не занимались из традиционного чувства презрения к земле, и также выпасать их многочисленные стада. При этом саб оставались юридически свободными и могли переходить с одного места на другое и поселяться где им хотелось. Они подвергались этнической эксплуатации, лёгшей в основу разделения труда между этими двумя этническими подгруппами. Для кочевников самале характерны сезонные миграции на большие расстояния, которые они совершают группами ("рер"), свободными объединениями нескольких патриархальных семейных общин, образующих временную кочевую общину. Стада верблюдов — целиком на попечении мужчин. В пользовании и под надзором женщин в семье — грузовой верблюд, дойная верблюдица (причём доят её только мужчины), некоторое количество овец и коз, и где есть — коровы. Женщины также заняты приготовлением пищи, сбором топлива, уборкой жилищ. Ремёсла: обработка шкур, выделка кожи, изготовление изделий из дерева и рога, оружия и орудий труда — мужские занятия. Плетение из соломы (изделия украшаются цветным орнаментом жёлтого, лилового и красного цветов) — женское занятие. На стойбище женщины устанавливают лёгкое разборное круглое жилище "аггал" — деревянный каркас, покрытый шкурами, одеялами, пучками сухой травы. Оседлые поселения южных сомалийцев саб не имеют определённого плана застройки. Жилище типа тукуль — круглое в плане с конической крышей из соломы. Среди саб распространено производство керамической посуды, изготовляемой в технике вытягивания. Интерьер жилища — настилы из шкур, травы, кожаные мешки для утвари, одежды, сумки. Традиционная одежда сомалийцев у мужчин — кусок белой хлопчатобумажной ткани, обёртываемый вокруг бёдер, поддерживаемый кожаным ремнём, и оружие, накидка типа плаща, обувь — грубые сандалии на толстой кожаной подошве. Женская одежда состоит из куска такой же ткани, оборачиваемой вокруг торса от плеч, украшения из металла.

Мали, маска, дерево, 1960-1970 года

Ритуальная маска народности Dogon (Догоны). Страна происхождения - Мали. Материал - дерево.

Вероятно, маска изображает одного из четырех первых мужчин, которые являются первыми догонами. Согласно мифологии Догонов, первые четыре пары людей произошли от Номмо (Nommo) - первого живого существа, созданного Богом Творцом Аммой (Ammo), который впоследствии разделился на 8 человек.

Бронзовая фигурка с похожим человеком, по данным онлайн музея Art Tribal (http://www.zyama.com/dogon/C111dogon.htm), изображает Lebe, который является реинкарнацией одного из первых людей. У Догонов существует культ Lebe. (третье фото). В американском музее Metropolitan (Нью-Йорк) имеется статуэтка Догонов, которая изображает Номмо (https://www.metmuseum.org/art/collection/search/310318) (четвертое фото).

Япония, Хоккайдо, Айны, Инока Kamui Айну, период Сева

винтажная деревянная резная скульптура медведя Инока Kamui Айну Hokkaido, период Сёва.
Дерево магнолия -хо-но-ки. На языке Айну слово «камуй»神居 означает «божество».Медведь nupuri-kor-kamui,считается добрым богом — Яйян Комуй или божество леса и бог, управляющий горами Усь Камуй и высшим божеством — это переодетый Горный бог Kimmun kamui.

Айну не строили дома, но вырезали такие важнейшие для их быта и великолепные в своём неповторимом исполнении в честь айнских божеств -Камуев,Инау и Икупасуй.
Исскство неповторимой резьбы по дереву передавалось из поколения в поколение. Обучение было не менее тщательным, чем обучение охотничьему и рыболовному делу.Отцы, как и матери, учили своих сыновей с ранних лет обращаться с ножом Макири или Са-Макири.

Мастер верил,что в предмет,который он вырезает,вкладывает душу и молитвы,то этот дух переходит в тотемного медведя Kimmun,как дух Kamui.

Мастера-резчики Айну обычно проводили церемонию отправки духа дерева в страну богов-Ивакте.Подготовка древесины для изготовления резных ритуальных медведей Киммум длилось около десять месяцев, а некоторые породы дерева до нескольких лет. Необходимостьтакой сложной подготовки,был не менее важен,чем сама резьба. В процессе художественной обработки дерева его пропитывали нерпичьим или рыбьим жиром.Это придавало ему матово-золотистый оттенок и одновременно укрепляло дерево.

Скульптура тотемного Медведя-Инока Inoka, которые изготавливались после удачной охоты на медведя и после убиения выращенного в селении животного на медвежьем празднике.

Происхождение - https://antikvariat-japan.ru/

Ростовская область, Сарматы, фигурка - флейта, IV до н.э. - II н.э.

Происхождение: "У нас тут клуб так и не открыли, а с копарями мы общаемся только лично. Свистульки с Ростовской области, личины из Новороссийска, копари народ не особо разговорчивый."

собрание Рольфа Мари (Германия)

Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры. Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством. Древнегреческий географ и историк Страбон так описывает их жизнь и быт: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут; вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая местности с хорошими пастбищами...».

В меньшей степени сарматы занимались земледелием, гончарным и кожевенным ремёслами. Сарматские ремесленники искусно изготавливали шлемы и панцири из сырой воловьей кожи. Умели изготавливать посуду, но предпочитали покупать её. В значительной мере сарматы жили за счёт обложения данью окрестных земледельческих племён, а впоследствии - греческих колоний.
У древнеримского поэта Овидия мы находим описание внешнего облика сарматов: «Они защищаются от жестоких морозов шкурами животных и сшитыми штанами, и из всего тела только лицо остаётся у них открытым. Волосы при движении часто звенят от висящих на них льдинок, и белая борода блестит, покрытая инеем».
Кубанский археолог Н. Е. Берлизов исследовал сарматские погребения. В них часто встречаются бронзовые зеркала, нередко разбитые или наглухо зашитые в специальном футляре. Видимо, сарматы считали, что в зеркале отражается душа покойного - они старались обезопасить себя от её возвращения в мир живых. Кроме того, они верили в очистительную силу огня. Не случайно в сарматских захоронениях встречаются курильницы, дым от которых, по представлениям сарматов, также должен освобождать их от влияния злых сил. Чистоту покойников должны были символизировать кусочки мела или извести. Их обычно помещали на дно могилы. Примечательно, что сарматы для захоронения своих умерших предков использовали курганы эпохи бронзы. Наибольшую известность приобрели сарматские погребения, обнаруженные в курганах по правому берегу реки Кубани от станицы Казанской до станицы Воронежской. Археологи называют их «Золотым кладбищем». История Краснодарского края

В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка служила оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Звуком и свистом вызывали ветер и дождь.

В России самое известное событие с участием свистульки – вятский праздник свистопляски, или свистуньи. Согласно легенде праздник отмечался как день поминовения убитых в «хлыновском побоище». Во время междоусобиц жители Хлынов-града – Вятки послали за подмогой в Великий Устюг, чтобы защититься от осадивших город новгородцев. Устюжане пришли, но в темноте жители Хлынов-града их не узнали и приняли за врагов и только наутро увидели, что
перебили своих. В память о погибших нечаянно от рук братьев и возник праздник свистуньи.

Существуют крупные, известные в мире коллекции свистулек. Таково собрание Рольфа Мари (Германия), Джанфранко Валенте (Италия) и другие.

Подобные коллекции есть и в России, одна из них – собрание Исаака Яковлевича Кушнира из Санкт-Петербурга.

Вторая, чуть менее известная, выставлена в фамильном склепе баронессы Анны Викторовны Кушнир-Евтушенко в окресностях Южно-Сахалинска.

Мьянма или Индонезия, НИС "Витязь", черепаха, начало 20го века

Из Экспедиции ! Искусство народов Азии, Бронза . Привезено из научной Экспедиции в восточные моря - в 70 - 80 годы 20 столетия - на Научно Исследовательском Судне Витязь

Этнографическая коллекция "Люди моря" , экспонируемая сейчас на этом судне, превращенном в музей, в Калининграде.

Африка, Бюст-маска " Радость и Грусть", красное дерево, 20 век

Маска радость, маска грусть. "Меняем маски, как перчатки, Чтоб выгоду свою урвать… И, дабы, не оставить отпечатки,- Приходится лицо менять…".

Маска связывает живущих на земле и мир в который перекочевали предки

"Фигурка африканская. Но это сувенир, у него нет какого то окультного смысла, хотя Янусы в Африке - популярный сюжет. Предполагается, что одно лицо смотрит в мир сущего, второе в мир духов. Такие длинные уши бывают у статуэток воинов Масаев из Кении. Но в Кении нет красного дерева (если это действительно красное дерево).
Красное дерево, по моим наблюдениям, характерно для Западной Африки. Это Гвинея, Мали, Либерия, Сенегал... Форма головы также характерна для Западной Африки.
Больше ничего сказать не могу ) Но вещь редкая, я таких не видел. С уважением Илющенко Константин, директор галереи африканского искусства "Афроарт".

Африка, 2000-ые

Белорусия, шаман, керамика, 20-й век

"Мастер из Белоруссии был очень талантливый делал все в единственном экземпляре на некоторых есть его клеймо "FELCO". Но потом пропал не то заграницу уехал не то еще чего одному Богу известно было это с 2010 по 2015 год примерно приобретал его работы".

США, шкатулка, панцирь черепахи, начало 20-го века

РОСКОШНЫЕ УКРАШЕНИЯ И АКСЕССУАРЫ ИЗ ПАНЦИРЯ ЧЕРЕПАХИ

Ангола, народность Chokwe, середина 20-го века

Высота 52 см., и аналогичная, приобретенная в Ангольском музее числа масок, которые готовились к перевозке на выставку в Португалию.

Народность Чокве (Chokwe) проживает на территории Конго и Анголы. Насчитывается около 2 млн представителей данного народа группы Банту.

В настоящее время большинство Chokwe - католики, при этом распространены брак мужчины с дочерью брата матери или с дочерью сестры отца. Как это часто бывает в Африке католицизм население приняло своеобразно и по сути население придерживается синкретических верований. 

Так сред Чокве сохраняется вера в создателя мира (Нзамби, Калунда), культ предков (мвумби) и духов природы (Nkisi, которые выступали как личные и коллективные покровители), колдовство, охотничьи и аграрные ритуалы - сообщает Википедия. 

Маски Чокве, как правило, узнаваемы из-за скарификации на лбу головы (шрамирование), формы глаз. 

Специалисты выделяют в искусстве Чокве три стиля. 

Первый - маски "Мвана По" (Mwana Pwo), которая изображает идеал женской красоты и применяется в ритуалах воспитания молодых девушек. 

Второй стиль - маски и статуэтки с головным убором или «прической» Chihongo (Чихонго). 

Третий стиль относят к провинциальной традиции изготовления ритуальных предметов. Такие изделия соответствуют "примитивному" стилю.

Република Кот-д'Ивуар или Либерия, племя Гио, маска "Клу Ге", терракота, когти зверя, поддельный жемчуг, срд. 20-го века

Высота 48 см., и аналогичная, из "музея личных коллекций" Малахова, но та не из терракоты и схожа лишь образом существа, соединяющего черты шимпанзе и человека; маска Дан с аукциона Сотбис, 2017 год, лот 8, но тоже деревянная.

Гио, в количестве 151 600 человек, проживают в северо-восточной Либерии и републике Кот-д'Ивуар. Говорят на языке манде, имеющем много различных акцентов. 
Несколько веков назад гио мигрировали из современной Гвинеи и Мали, и на протяжении многих лет боролись с окружающими народами, приобретя репутацию свирепых воинов. После того, как Либерия стали нацией в 1847 году, к началу 1900-х годов, между воюющими был достигнут мир. 
Сегодня гио, прежде всего, фермеры, ежегодно очищающие лесные участки для выращивания риса, маниоки, сладкого картофеля и товарных культур, таких как какао, кофе и каучук. Гио также содержат крупный рогатый скот, овец и коз. Мужчины выполняют большую часть сельскохозяйственных работ, а женщины помогают с уборкой и прополкой. Женщинам предоставляется небольшой участок земли, на которых выращивают собственные овощи для использования в домашних хозяйствах или продажи на рынке. 
У мужчин гио есть свои тайные общества, которые посвящают мальчиков в тайны мира и правила взрослых мужчин, направляют их на протяжении всей жизни. Общества управляются старейшинами. Женщины имеют аналогичные общества. 
Гио верят в верховного бога, который создал Вселенную и духовную силу Ду, которая выступает в качестве посредника между народом и верховным богом, и находится в каждом человеке. Гио верят в реинкарнацию: после смерти сила Ду может перейти в другого человека или даже животное. 
Искусство народности гио соответствует, основном, натуралистическому стилю дан. Маски гио имеют различные функции. Они могут изображать предка-основателя, быть портретами недавно умерших знатных людей, носить тотемический характер или просто отражать какие-то свойства животного, подходящие к данному случаю. Ди кела -это маска богини победы, ее надевают, чтобы приветствовать победивших воинов; то ла ге — маска палача, ее надевает высокопоставленный чиновник, разыскивающий опасного преступника, причем в этом случае его сопровождают старейшины; клу ге — маска в образе шимпанзе или в образе существа, соединяющего черты шимпанзе и человека. Клу ге появляется в городе для участия в празднике урожая риса.

Но возможно и не она. Так же похожи Маски и фигуры народности Dan (Дан) с тех же мест северо-восточной Либерии и републике Кот-д'Ивуар.

Африка, народность Chokwe, середина 20-го века

 

Забайкалье, Аквамарин, около 585 миллионов лет

Аквамарин, Кристалл. месторождение " Шерловая гора", Забайкалье, Вес: 1.58гр., размер 28x5x5mm.

Возникновение посёлка связано с открытием в XVIII веке месторождения цветных камней (аквамаринатопаза, турмалина) и его освоением.

За аквамарином сохранилось название, данное ему Плинием Старшим, который, описывая бериллы, отметил, что наиболее ценные из них — бериллы, своим цветом напоминающие чистую зелень морских вод (от лат. aqua — вода, mare — мope). Он писал о сходной природе берилла, аквамарина и изумруда.
Аквамарин — драгоценный ювелирный камень. Относительно большое предложение сырья приводит к тому, что востребованы, прежде всего, крупные камни массой свыше 10 карат тёмно-голубого цвета. Для достижения этого эффекта большая часть камней после огранки подвергается прокаливанию (до 400—500 °C) или облучению, при этом в результате восстановления трёхвалентного железа происходит изменение цвета — например, с зеленовато-голубого на голубой.