Сахалинский музей древностей. К вопросу об античной патине на монетах.
Как вы думаете сколько тетр Азеса я видел и держал в руках? Так вот ни по объему кружка ни по толщине, ни по диаметру она не выбивается из общего ряда. Кроме меня эту монету в руках держало человек 5 коллекционеров - в подлинности не усомнился никто, состояние не понравилось никому. Подделывать монету в таком состоянии не пришло бы в голову ни одному фуфлоделу.
Я по профессии геолог-геохимик, по роду моей деятельности я связан с анализом самого разнообразного вещества - от самородныхз металлов до всяческой природной органики типа янтаря и солей органических кислот. Я не побоюсь сказать, что я наверное единственный нумизмат в России имеющий реальную возможность проанализировать состав металла всей своей коллекции.
Надо сказать, что на всех нумизматических сайтах мой ник Gordian. Cтатьи по нумизматике я тоже писал, например - К.А. Яковлев, П.М. Карташов Вопросы денежного обращения государства киданей (империя Ляо) на основе анализа монетного сплава.
В отличие от большинства нумизматов анализирующих состав монетного металла (например того же Крейга Гринбаума - Craig c zeno.ru) я еще и отдаю себе отчет в том что я делаю, выполняя те или иные аналитические манипуляции, как работает прибор, как относиться к полученным цифрам. Знаю основы металлургии, металлообработки, принципы обогащения руд, химию коррозии металлов, минералогию того, что нумизматы называют "патиной". В продуктах коррозии различных монет мной обнаружено 42 различных минерала. Сделал несколько, не побоюсь этого слова, открытий в металловедении восточных монет. В первую очередь это введение базовых понятий редкэшизации латуней и вайткэшизации бронз, ну и несколько мелочей типа находку урана, высокомышьяковых и магнитных Fe-Co-Ni латуней Юннаня, палладия в мультидирхемах Шаша, ртути в куфике Африкийи, много чего там было по мелочи.
Это я к тому, что бодаться со мной на поле состав металла/патины на монетах дело довольно бесперспективное.
Данная тетра сделана из довольно высокопробного биллона (пробностью 500-400) и покрыта нетронутой коркой минерализации хлоридного типа, состоящей из рогового серебра (хлораргирита) и минералов группы атакамита. Понижение общей плотности предмета объясняется питтинговой коррозией. Это когда коррозия уходит далеко вглубь металла по межзерновым границам с полным выгниванием части зерен металла. Тут надо понимать, что все биллоны негомогенны и представляют собой агрегат зерен металла с разной пробностью. В зависимости от температуры плавки и последующей термической обработки можно получить сплавы с самой разной структурой. В случае наиболее приближенном к жизни (отсутствие электропечей и дефицит дров в условиях горного Афганистана) металл был разогрет однократно до удовлетворительной текучести после чего были отлиты монетные заготовки. Потом они были однократно отпущены при температуре 300-400 градусов и далее пошли на чеканку. В таких условиях получается тонкозернистая серебрянная матрица с пробностью ~850-900 с включением более крупных кристаллов практически чистой меди. Два компонента биллона образуют самую обычную электрохимическую пару. Попадая в раствор электролита (засоленную грунтовую воду) эта тетра начинает работать как обычная электробатарейка. Вещество катода (медь) начинает окисляться и освободившиеся электроны бегут на анод где и происходит гидролиз воды. Процесс конечно не быстрый, растянутый на века. Но в результате мы получаем серебряную губку содержащую вростки медных минералов заместивших кристаллики меди. Общая плотность металла естественно заметно понижается. Процесс очень протяженный во времени и подделать его практически не реально.
Так что монета эта совершенно настоящая и аутентичная. Степень и тип ее коррозии полностью соответствует ее возрасту и месту находки (Мазандаран).
Изготовление подделок монеты в такой сохранности технически не возможно и лишено какого либо финансового смысла. Технически более простои и финансово более оправдано фуфеление высококачественных тетр из высокопробного серебра (более высокопробного, чем были оригиналы).
Никакого разговора о подделке или реплицировании тут быть не может.
В ходе коллекционирования антики и древне-китайских монет я сталкивался со всеми возможными типами фуфеления монет, от базовых типа разного рода литья, дорезки, смены изображения, до довольно причудливых типа чеканки римских антонинианов в алюминии. Имею обо всех этих фуфлоделаниях представление не по наслышке.
В принципе вы можете взять тонкий наждак (для точки ножей) и вскрыть слегка (3-4-мя движениями) монету на гурте. След на наждаке будет темно-вишневого или свекольного цвета. Затем заполируйте получившееся окошко тонкой микронной шкуркой. Под микроскопом или сильной лупой будет видна тонкая белая сетка серебра с вишневыми пятнами (как леопардовая шкура) куприта заместившего медь.