Сахалинский музей древностей

В процессе атрибуции

 

КЧР, Нож скифский горбатый, железо, I-II век н.э.

 

Вещи с торгов этого же псевдоархеолога, абсолютно редкостного для подобных вещей сохрана и по зубодробильным ценам.

Красноярский край, череп плейстоценового оленя, 14-11 тысяч лет тому назад

Находки схожих черепов явно вдохновляли древних людей на создание ритуальных масок демонов, собственно и создавая пантеон их образов.

ХМАО, идол, свинец, XVIII-XIX век н.э.

Rum: "Дух - покровитель нижнеобских хантов"

Его младшая сестра уже есть в коллекции нашего музея.

Пупыг, пупых, пупы, пуби, пэпи, тов, туви — в мансийской мифологии дух-покровитель людей, дух-хранитель и дух предков, в отличие от злого духа куль. В хантыйской мифологии пупыги и куль называются лунги
Пупыгам противостоят злые духи кули, сотворённые Куль-отыром. Пупыги обитают в фетишах, специально изготовленных предметах или идолах, а также в камнях, деревьях и др. Целые наборы таких фетишей хранились в специальных вместилищах, священных сундуках у хантов и манси. В одном из таких хранилищ хозяин держал Пупи-ики — голову медведя с медными пуговицами вместо глаз, который считался помощником в охоте и должен был отпугивать других медведей от оленьих стад. Рядом лежал Яув-лунг — высушенный окунь, на которого хозяин обратил внимание из-за золотистой окраски его чешуи. Окунь должен был помогать в рыбной ловле. Там же находились фетиши Пугос — жизнедательницы и её духов-помощников, призванных охранять от болезней. Ханты и манси делятся на две родовые группировки, фратрии, которые могут обмениваться женами: Мось (Мощ) и Пор. Каждая имеет свои священные символы и ритуалы. Фратрии связаны с пупыгами Мось и Пор. Однажды Пор сказала, что людей стало столько, что на земле негде жить. Нужно, чтобы они стали умирать. Добрая Мось, напротив, хотела, чтобы все люди жили. Пусть все реки будут течь маслом, сказала она, тогда всем хватит еды. Но злая Пор лишь рассмеялась в ответ — где в масляных реках будут плавать рыбы и как будут ходить лодки? Так люди стали умирать. Миф о противостоянии и соперничестве двух фратрий характерен для родоплеменного общества. В святилищах Мось и Пор нельзя было держать рядом, поскольку они враждовали. источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BF%D1%8B%D0%B3

КЧР, Нож скифский горбатый, железо, I-II век н.э.

общий вид лота ножей

наш экзампляр скифского горбатого ножа - 17,5 см.

Нож скифский горбатый, железо, размеры 20,5х1,5 см. Донецкая обл.

 

Скифский нож. Черниговская обл.

Нож скифский. Крым

 

Нож горбатый. Крым

Скифский нож со стилизованной головой хищной птицы на рукояти. Харьковская

Источник аналогов - аркаим Собственно это не подборка наиболее похожих, а все известные скифские ножи, когда-либо "засветившиеся" в продажах на аукционах. Т.е. сносно сохранившийся скифский нож в тысячи раз более редкое явление, чем акинак. Даже железные или биметаллические, а не бронзовые, акинаки - много более частые гости в музеях нежели железный нож того времени.

Так же из представленных представляет интерес второй снизу нож, но мне не удалось найти хороших аналогий.

Верхние три экземпляра представляют собой средневековые ножи и такого типа экземпляры "вспывают" в не малом колличестве. Особенно в Крыму, в районе Бахчисарая, где за счет сухости и каменистости почвы они прекрасно сохраняются.

Открытие выдающегося "царского" захоронения скифской эпохи в Туве источник фото - статья о этой находке

Неожиданным и чрезвычайно важным результатом работ сезона 2001 г. явилось открытие в кургане не потревоженной могилы 6-5 веков до н.э.
Погребение было совершено в глубокой квадратной яме, на дне которой находилась погребальная камера - сруб с двойными стенками из бревен сибирской лиственницы. Дерево прекрасно сохранилось и удалось зафиксировать все конструктивные особенности сооружения. На тщательно обработанном полу были уложены погребенные мужчина и женщина. Вблизи мужчины находился парадный пояс, на портупее которого были закреплены лук с колчаном и боевой клевец. Надо отметить, что все оружие в погребении было сделано из железа, которое только начало в это время входить в обиход и потому, возможно, ценилось кочевниками выше золота.

Короткий меч-акинак, ножи, клевец и даже наконечники стрел также были украшены золотом, но сохранность этих находок такова, что оценить убранство оружия можно будет только после продолжительной и тщательной реставрации.

Наша находка много более поздняя (хотя в точной датировке я не уверен), поэтому и сохран более достойный. Интересно будет взглянуть на их объекты после реставрации, на фото лишь топор легко угадывается. Когда в прошлом году специально на скифские залы летал в Питер в Эрмитаж, оказалось, что открыти лишь залы с сибирскими скифами, а интересующий меня скифским мир Причерноморья весь не доступен.

КЧР, генуэзский кинжал, железо, XIII-XVII века н.э.

Ken:"Генуэзец местный, видимо переточенный черкесами до этого укороченного состояния".

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИНЖАЛ МИЗЕРИКОРДИЯ, Судакская крепость, Крым. Там их найдено, даже из официально зарегестрированных, аж три штуки. Эти два - самые что ни на есть получше 8))))

Книга Шунков В.Н. - Боевые ножи мира. 50 непревзойденных моделей как раз с такого кинжала мизерикордия и начинается, как с непревзайденного и, в свое время, совершенно революционного.

 

Образец сильно укороченный для данного типа кинжала, но, именно кинжал, а не генуэсский нож. Возможно, что был обломан и переточен с сохранением изначальной формы, но, первоисточник угадывается довольно легко.

Кавказ, скифы, подвеска голова медведя, бронза, V век до н.э.

гирек:"Кавказ. Из моей коллекции. Точнее уже конечно не вспомню".

Смоленск, Русь, ДВУХСТОРОННЯЯ ПОДВЕСКА ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА ПОЗА АДОРАЦИИ, ОРНАМЕНТ, свинец?, XI век

Полушкин Яков:"Эта фигурка найдена в Смоленской. Возможно, подражание южным или импорт. Конечно, вы правы, на аланские и т.п. она совершенно не похожа. Датировка X-XI веками объясняется тем фактом, что вместе с этой фигуркой были найдены куфические монеты X века и западноевропейские денарии XI века".

КБР, поясная накладка, железо, серебро, позолота, X век

 

БОЛЬШЕТИ́ГАНСКИЙ МОГИ́ЛЬНИК

 

ЮАР, маска не ритуальная, XX век

На мысль, что она явно не ритуальная, а созданая на потребность туристов, наводит визуальное сравнение с наиболее созвучными, но совсем иными по стилю и примитивизму, ритуальными масками папуасов и жителей République de Côte d'Ivoire (Берег Слоновой Кости). Например Народность Guro из Кот-д'Ивуар или Ligbi (или Ligby). Да и автор https://afroart.ru/, Konstantin Iliushchenko в этом, со мной созвучен: "Алексей, привет! Мне кажется, что такого рода туристические вещи делают в ЮАР и окрестностях. Мне показывали фотки из Кейптауна, и показывали предметы оттуда. Но наверное Африка. Это точно не Азия или Америка".

Мезоамерика, статуэтка из змеевика, ритуальная ??, ?? век

Археологические исследования культуры ольмеков, которые были начаты еще в конце 20-х годов ХХ века, выявили огромное количество разных изделий из зеленого камня. Это могли быть ритуальные предметы, подвески, маски, сделанные из цельных кусков зеленого камня, статуэтки, которые имели ритуальное значение, даже достаточно крупное изваяние, найденное в послевоенный период, статуя, названная «Владыкой из Лас-Лимас», выполненная из змеевика. Все эти находки так или иначе были связаны с культово-религиозной традицией, с теми культами, которые отправляла элита. Более того, они являлись носителями ольмекского стиля в искусстве, были выполнены в одной художественной традиции, которая передавала некоторые черты иконографии ольмеков.

https://magisteria.ru/mesoamerican-civilization/ornaments-and-jewels-of-mesoamerica

Скульптура майя из мыльного камня, но современных или доколумбовых по тексту сайта не понятно. Вторая фото подлинные, но терракота.
 

Впервые интерес к коста-риканскому источнику жадеита возник в конце 1950 - начале 60-х гг., когда образцы, предполагаемого жадеита были привезены для изучения в США. Однако проведенный позднее анализ показал, что это был не жадеит, а серпентин. Предположение, что месторождение жадеита локализуется где-то в районе полуострова Санта-Елена на северо-западе Коста-Рики, возникло на основании сведений, ранее не подвергавшихся проверке и почерпнутых из записок путешественников, содержащих информацию о жаде, серпентине и других схожих камнях, встречающихся на Тихоокеанском побережье.

Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки, Е.Г. Дэвлет

 

Реальные артефакты инков, ольмеков и их соседей по центральной и южной Америкам доколумбовых времен.

Ленинградская область, ханты, зооморфная подвеска

Elgernon:"Я живу в Скреблово и в первые года не выезжал далеко от этого места. Помню что эту находку сделал в первые года два как увлекся этим занятием, значит где-то в пределах Скребловского сельского населения нашёл. Возможно на полях рядом с деревнями "Великое Село" или "Голубково", я там чаще всего бывал тогда, но это не точно".

Свинцовые вотивы

У духов Верхнего мира, по верованиям хантов, также есть волшебные сабли, истекающие пивом. В одном из святилищ манси, расположенном на реке Манья, - в культовом амбарчике, посвященном родовому духу-предку Ворсик-ойке (,Старику Трясогузке»), этнографы обнаружили целый арсенал, включающий ритуальный меч,
саблю, топор, миниатюрные железные луки и стрелы (которые жертвовали отцы после рождения у них мальчиков) и, конечно, шаманские бубны. Сопровождавший этнографов манси предупредил, что саблей размахивать нельзя - она воспламеняется. Там же находился антропоморфный идол самого Ворсик-ойки, а также его
жены (ее изображала кукла - сверток из разноцветных лоскутов). Внутри святилища этнографы обнаружили литые свинцовые фигурки: одна из них напоминала то ли ящерицу, то ли рыбу (к спине которой присоединена медная монета), другая - странное nресмыкающееся существо, третья - бобра.

Кубань, Putto, навершие посоха и каламарь (чернильница), XVI-XIX века

навершие трости или посоха в сечении и в профиль.

А. Верроккьо. Путто с дельфином. 1470. Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция и Nysa, kościół par. p.w. św. Jakuba Starszego i św. Agnieszki, 1430

Орловская область, накладка, медь, XVI-XVII вв.

dobrjdoby: "из Орловской области, с поселухи 16-17 века. могло ли туда более ранний период занести - не знаю. Следы серебрения с обоих сторон. Диаметр 47 мм".

Ярославль, плакетка "Христос", свинец, XVIII-XIX вв.

КБР, кобанская культура, небольшой кладик, медь, XII—IV века до н.э.

kizan: "кобань и скифы, КБР, чегемский район, сейчас пос Звёздный, лес рядом с "Нальчик-20, в советское время там строили закрытый военннй городок, Поэтому все на поверхности, вперемешку с военным мусором".

Посмотрел в интернете, действительно, серьезный объект - обслуживавший арсенал 12-го Главного Управления Министерства Обороны СССР (Ядерно-техническое обеспечение и безопасность).

Ну кладом это сложно назвать. Скорее площадной подъем разрозненного материала, приблизительно равного по времени бытования.

Особенно интересен колокольчик кобанской культуры. В его душку, видимо для подвеса, было вставленно два браслета или обруча и металлическая фибула. то есть худо-бедно сохранился именно способ подвеса, что для бимиталического соединения достаточно уникально. Языки у колоколов они тоже предпочитали делать из железа, а не меди. Практически всегда отсутстуют внутри колокола, а он заполнен окислами. и колокола кобанские, в отличии от скифских, имеют очень глухой и не выразительный звук. Может, конечно, и вырождение металла, а может и не для звука они использовались, уж больно тонкостенны.

Творчески доработав скифский колоколец "языком" от древних обломков посуды кулайской культуры, я заставил его зазвучать после двухтысячелетней тишины и темени могильной. А вот с кобанскими этот номер не пройдет - его звук глухой и без интересный.

 

 

Ярослав Витальевич Доманский - Древняя художественная бронза Кавказа. О творчестве первобытных народов, населявших Кавказ в III-I тысячелетиях до н. э. Автор излагает историю открытия кавказских бронз так называемой Кобанской культуры, представляющих собой памятники высокого искусства, а также историю создания богатейшей их коллекции в Государственном Эрмитаже. Украшения, принадлежности костюма

Крым, скифы, гвоздь, наконечник, накладка, варварка, IV-II век до н.э.

kamrad : "Байдарская долина."

Крым, Крымское ханство, подвеска, XVI

qwerty:"Бахчисарай, довольно активное место в плане востока. В сопутке были монеты К.Х , немного Европа. Касательно сопутки, похоже у всех разное понимание, касательно на каком отрезке поднято. В данном случае. Куча монет и разных предметов были подняты в куче. Там где было поднято, похожетв те времена что - то было. Ибо монет и разных предметов разного что выходило. основа это монеты крымского ханство, и немного турков".

 

Крым, Керкинитида, скифы, бляшка "грифон", бронза, IV век до н э.

Павел 393: "бляшку покупал у товарища с евпатории, говорил, что нашел там же"

Лирическое отступление о скифском зверинном стиле. Лот на аукционе в Крыму у этого товарища назывался "Скифы ( Орел-Заяц) есть реставрация"

Так как бляшка была развернута соответственно, то я легко нашел орла и, провозившись еще н-ное время отыскал и зайца.

Так как аналогов я не нашел, то списался со знакомыми Экспертами из Эрмитажа и спросил у них про аналогии этой бляшке прилажив свое описание.

Какого же было мое удивление, когда ни какой заяц, да что там заяц, даже орел был ими на бляшке не обнаружен. Я "полез в бочку", насобирал схожих мультяшных геров проиллюстрировав свое "виденье мира", но так и остался не понятым.

Относительно другой бляхи я, признаться, в сомнениях, но не вижу там зайца. На первый взгляд, это грифон с обломанным концом морды, длинным ухом без кончика и загнутым вперед крылом в виде головы и клюва хищной птицы.
Я не очень понял, к чему Вы упомянули бляху-оленя из Куль-Обы, о которой я писал в молодости почти 30 лет назад. Ее датировали 4 в. исключительно потому, что основное погребение кургана датируется этим временем, но бляха-то, скорее всего, происходила из другого, более раннего погребения, и может быть отнесена к 5 в. Такое бывает, и в данном случае для этого есть веские основания. Греческие элементы, кстати, там везде — и в иконографии самого оленя, и в фигурах грифона и льва, и, возможно, зайца (которому находятся аналогии даже в греческой нумизматике). Я также не понял, читали ли Вы нашу с Е.Ф. Корольковой статью об этом олене, или цитируете из вторых рук. Поэтому на всякий случай прикладываю статью к письму, авось, пригодится.
сходных бляшек (если это бляха) я сходу не нашёл (да и не уверен, что они есть), есть отдельные головы (но без крыльев) или фигуры грифонов, по которым становится понятной только схема изображения. Но, если порыться, то м.б. и попадётся что-нибудь.
Я позаимствовал у А.Р. Канторовича из его диссертации пару страниц с иллюстрациями грифонов архаических и классических (с крыльями и без них), но они дают только понимание взаиморасположения отдельных деталей, на что я и опирался.
Всего доброго, А. Алексеев

Причерноморье, кобанская культура, скифы, аланы, хазары

амулет гриб кобань, бляха коготь скифы, 2 оселка-подвеса (точильные камни) и хазарская ременная пряга

Драккар: "оселок с двумя дырками - из сборного лота по аланам\хазарам. (все найдено горный Дагестан) , оселок с одной дыркой - из сборного лота по ф\у (НЕ сибирские ф\у!) Брал год назад тут на ауке, по локации не знаю, где найдено, бляшка из сборного лота по хазарам, брал тут у Лигалайза, локацию не знаю, Грибок кобанский из Мин Вод и бляшка коготь скифы Крым. "

Адыгея, украшения в подражание византийским монетам, серебро, X - XII вв.

виталий 123: "Нашли в республике Адыгея. Изображён бог Тенгри. Век 12, наверное"

Краснодарский край, хазары, амулет, бронза, VIII век н.э.

Лигалайз: "по региону юг Краснодарского края"

ХМАО, кулайская культура, зеркало, бронза, середина I тысячелетия н. э.

nikitooonikitin: "Место возле п. Каменный хмао, сопутка только ржв, отчетливо видно что граффити нацарапаны в виде двух Бобров."

Бронзовые зеркала раннего железного века. Ханты-Мансийск - 2002. Издание посвящено уникальной коллекции Государственного музея природы и человека

Косарев М.Ф связывет Мир -Сусне -Хума с иранцами ,в частности с Митрой.Индоевропейцы и финно-угры общались между собой на Урале и Зап.Сибири от бронзового века до великого переселения народов.
А Матюшин Г.Н. считает ,что праиндоевропейцы пришли на Урал еще в мезолите,племена "янгельской" культуры с геомертическими микролитами(в отличие от "романо-ильмурзинской" ,праугров,без оных) ;)
Кстати ,на Урале и в Сибири,осело довольно много сасанидского серебра,особо после исламизации Средней Азии.

сопутка этого зеркала

Кубань, кобанская культура, привеска козлотур, бронза, VI-V века до н.э.

автор: " Забыл расспросить: происхождение подвески с козлотуром и заколки веерообразной?"

ken: "Тур из-под Карачаевска, а веерка из альпики в сторону клухорского перевала.

автор:"Привет Спасибо Альпика это типо предгорья в сторону этого перевала? Если откуда ехать?"

ken: "Альпика, это когда лес заканчивается и начинается пустошь. Блин - сам наврал - не Клухорского, а Марухского перевала. По правому берегу Марухи на водоразделе. Выше архызского телескопа километров на десять". Ожерелья кобани

аналогичный "козлотур" из экспозиции Эрмитажа, но, естественно, как все эрмитажное, винторожнее и заковыристее 8-))))

Кубань, кобанская культура, привески от ожерелья Сенмурги, медь, VIII век до н.э.

Beepdeep: "Материал из давнего. Все ушло куда-то. Да особо ничего не было. Птичек чуть больше. Пара иголок-булавок. Каури и янтарь".

В ужасном состоянии. Вряд ли удастся собрать их в ожерелье, Зря только пружинки разделители раздобывал. При попытке расчистить пронизи от окислов распадаются в руках превращаясь в порошок медного купороса. Явно не обессоливали и не закрепляли, а просто хранили на воздухе, как есть. Ожерелья кобани

ожерелье, после реставрации сенмургов (вымочены в кефире и прочищены зубочистками) и с довставкой кобанского амулета козлотура и пружинок, той же культуры.

ken: "Хорошо смотрится на идоле. Прямо друид получился. Да, с окислами бывает проблема, тоже сверлю, а если ковырять, то можно поломать. А ожерелье действительно вышло большое.

автор: " Излишне большое для такого числа подвесок числом 7? Подрезать пружинки? И равная ли обычно между подвесками заполнение промежутков? Или ассиметричное, чтоб больше подвесок ближе к центру висело? Еще раз спасибо за пружинки.".

ken "Не знаю с чего начать. Слишком много нюансов. Массивность присуща доскифской кобани. Примерно два-три витка пружины вокруг шеи. Возможно пару пружин в подвес и метра два простых бусин в качестве ожерелья. Изредка какие то зоо подвески в виде лапки, яиц, клюва. А у скифской кобани уже массивность пропадает, бывает бус мало, пронизок простых и прорезных много. Воссоздать ожерелье сложно. Это по сути их кошелёк, всё, что накапливалось при жизни - вешалось на ожерелье, поэтому они часто асссиметричные и странные на вид, поэтому приходится фантазироваать на тему. По мне - вид нормальный, укорачивать не надо. Насчёт увеличения подвесок к центру - да, так у них часто бывает, ближе к шее подвесок нет. Да и вокруг шеи ожерелье не всегда. Две пуговицы по краям - это не просто так. Ожерелье как у скандинавов пристёгивалось к одежде в районе плеч. Как-то так."

Кубань, бронзовый век, веерная заколка, бронза, конец II тысячелетия до н.э.

веерная заколка, орнамент, эпоха бронзы. длинна - 162 мм. Прекрасное состояние, небольшая реставрация.

 

автор: " Забыл расспросить: происхождение подвески с козлотуром и заколки веерообразной?"

ken: "Тур из-под Карачаевска, а веерка из альпики в сторону клухорского перевала.

автор:"Привет Спасибо Альпика это типо предгорья в сторону этого перевала? Если откуда ехать?"

ken: "Альпика, это когда лес заканчивается и начинается пустошь. Блин - сам наврал - не Клухорского, а Марухского перевала. По правому берегу Марухи на водоразделе. Выше архызского телескопа километров на десять".

Кабарда. Декоративно-прикладное искусство — Raretes

Кубань, форма для изготовления маски Медузы, терракота, II век н.э.

mymy:"Формочку вчера забрал! Нашли ее на распашке у Цымлянского водохранилища из сопутки античная монетка. Лично мое мнение голова смахивает на Горгону!...Алексей мое мнение это формочка для выдавливания медальонов по типу горгонийонов! но гораздо старше!!!!! и скорее всего ты прав - для изготовления медальонов которыми закрывали глаза умерших.! про монетку уточнил безликий какалик в малахитовой патине! Район село Калининское". диаметр около 43 мм.

вид сбоку поражает избыточной, вроде как, толщиной; Схожая по примитивизму, культовая познескифская маска из поселка Нива, Крым, наш музей, Южно-Сахалинск и самая древняя из известных сейчас на земле маска (9000 лет), музей Святой Земли, Париж

Бляшка-горгонейон, Херсонес городище, IV–II вв. до н. э., Золото, тиснение, ГИМ, Москва; Чернофигурный килик, круг Леагра, ок. 520 г. до н. э., Национальная библиотека, Париж

Vladimir Erlikh, руководитель государственных археологических экспедиций по раскопкам древностей на Кубани и Северном Кавказе: "Добрый день. Ничем Вам не могу помочь. На меотов не похоже, тем более Цимлянск уже не меотская территория. На меотские личины на золотых бляшках тоже не похоже. В этом районе могут быть какие-нибудь сарматы., но у них тоже подобного я не помню. Не знаю, для штамповки золотых бляшек матрица должна быть бронзовой, известны у кобанцев глиняные матрицы для литья бляшек-пуговиц. С наилучшими пожеланиями, Владимир Эрлих".

То есть из мест близких к этим археологическим памятникам - Курганная группа «Калининский I» (3 кургана), Адрес: Калининская, 3,5 км к востоку, Курганная группа «Калининский II» (2 кургана) Адрес: Калининская , 3,5 км к востоку-юго-востоку, Курганная группа «Скотский I» (3 кургана) Адрес: Калининская , 6,0 км к востоку-юго-востоку, Курганная группа «Девять Курганов» (7 курганов) Адрес: Калининская , 6,5 км к северо-востоку, Курганная группа «Калининский IV» (3 кургана) Адрес: Калининская , 3,5 км к западу-северо-западу источник: Памятники архитектуры и истории, Цимлянский район И это только из принявших статус памятников и из числа не затопленных при строительстве Цымлянского водохранилища, похоронившего развалины легендарного хазарского города Саркел

Наиболее развитую и богатую культуру эпохи железного века на территории края нам оставили ирано-языческие племена Скифии, пришедшие с востока, занявшие центральные территории южных степей в VIII веке до н. э., разорвавшие общность коренных племен: невров, сарматов-роксолан и киммерийцев, населявших огромную территорию Поднепровья.

Из сообщения древнегреческого историка Геродота о народах, живших к северу от Черного моря в V веке до н. э. следует:«... Все сии народы живут на запад от Борисфена... На другой же стороне Борисфена... обитают скифы-земледельцы... Из сих скифов-земледельцев одни расселяются к востоку на три дня пути, простираясь до реки Пантикапы, а другие к северу на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену... К востоку от названных скифов-земледельцев, по ту сторону реки Пантикапы живут уже скифы-пахари, ничего не сеющие и не пашущие... По ту сторону реки Танаиса земля уже не скифская, но первая из стран савроматов. Сей народ занимает землю от Меотийской впадины к северу на пятнадцать дней пути, всю лишенную как диких, так и садовых дерев... А еще выше сих народов к востоку живут другие скифы, отделившиеся от скифов царских и перешедшие в сии места». Но больше всех писал о русколанах историк Страбон (умер в 18-м году I в. н. э.), утверждающий, что они встречались ему в Тавриде и были распространены от Танаиса до Борисфена. Источник.

горгонейон – маска или талисман с изображением головы Медузы. Этот артефакт оберегает владельца от разной нечисти и прочих невзгод.

«Поднял, всего покрывающий, бурный свой щит велелепный, Весь изукрашенный: десять кругом его ободов медных, Двадцать вдоль его было сияющих блях оловянных,
Белых; в средине ж одна воздымалася — чёрная воронь; Там Горгона свирепообразная щит повершала, Страшно глядящая, окрест которой и Ужас и Бегство». Гомер, «Илиада», 11:32-37

Некоторые исследователи предполагают, что ритуальная маска предшествовала сложению общеизвестного мифа о горгонах и Персее: «ритуальный объект возник первым; затем был придуман монстр, чтобы соответствовать этому лицу; герой же, убивающий чудовище, появился в мифе ещё позже.
Одним из доводов, подкрепляющих эту теорию, которая распространяется также на Сфинкса и Химеру, является то, что египетское искусство знает Сфинксов, но не знает никакого Эдипа, а в искусстве собственно античном количество Горгон и Химер, изображенных отдельно, в количественном отношении многократно превосходит изображения их с героями-победителями (в каталоге LIMCIII 1, S.189 изображений горгон отдельно около 300 образцов против 30 горгон вместе с Персеем).Маски с похожими ужасными лицами можно обнаружить во многих древних и примитивных культурах.

Как правило, подобные горгонейоны (архаический тип) представляли собой абсолютно симметричное изображение c крупными свирепыми глазами, широким приплюснутым носом c раздувающимися ноздрями. Рот горгоны обычно замер в жутком оскале, демонстрирующем глотку и страшные зубы. Вместо волос лицо обрамлено вьющимися змеями. «Магический» эффект слежения создается тем, что зрачки горгоны располагаются строго в середине глазных яблок, отчего создается известный завораживающий зрителя эффект «следящего взгляда». Выдвинуто предположение, что подобный тип мог развиться из изображений морды льва с клыками и гривой шерсти.

Историки отмечают в чернофигурной ранней аттической вазописи родство горгонейонов с изображением оргиастического бога Диониса, который единственный из всех олимпийцев изображался в анфас. Порой Медуза «бородата», отчего становится трудноотличимой от самого Диониса (на самом деле подчас это не борода, а потоки крови, льющиеся из отсечённой шеи).

В более позднем искусстве, начиная с V в. до н. э., с приходом периода классики и вытеснением прекрасными олимпийскими богами прежних безобразных хтонических божеств голова Горгоны превращается в застывшее в агонии, но отличающееся чудесной красотой женское лицо, причем обычные волосы даже могли вытеснять традиционных змей. Все резкие пугающие черты лица-маски исчезают. Иллюстрацией тенденции ликвидации ужасного является случившаяся тогда же замена горгонейона на аттических монетах изображением богини Афины в профиль.

В античные времена изображения Медузы были распространены: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах, фасадах зданий и проч. Эта традиция встречается у древних греков, римлян, а также этрусков. Было принято украшать горгонейоном различные предметы интерьера — мозаичный пол перед входом, дверной молоток и прочее, чтобы отпугнуть входящее зло. Горгона изображалась на акротерии, у этрусков — на антефиксе при входе в храм.
В Причерноморье (на территории РФ и Украины) основные находки с горгонейоном — монеты и изредка украшения, как в античных греческих поселениях, так и в скифских курганах (в основном торевтика).

Любопытно, что в некрополе Майкопского кирпичного завода нет терракотовых позолоченных горгонейонов с оттиснутым ликом Медузы-Горгоны, которые довольно часто
встречаются в фатско-меотских захоронениях, обычно, близ рта или у головы покойника. Такие находки зафиксированы в соседних с Майкопом памятниках – в Шунтукском грунтовом могильнике VI-IV вв. до н.э. и в Курджипском кургане IV в. до н.э. Но в Майкопе найдена серебряная подвесная бляшка с чеканным или штампованным изображением Медузы-Горгоны, вероятно служившая амулетом солнцепоклоннику. Есть подозрение, что терракотовые позолоченные горгонейоны в фатейском царстве употреблялись вместо монет. Синхронным памятником могильнику карьера Кирпичного завода №2 является Коэщевское поселение в Северо-восточных садах, расположенное на промежуточной террасе (между 2-ой и 3-ей) на 20 м. ниже могильника карьера и в шести с лишним километрах на север от него. Поселение исследовалось частично разведочным образом в 1964 г. П.А. Дитлером, П.У. Аутлевым, М.М. Трапш и В.В. Бжания. Верхний слой этого бытового памятника датирован так же IV-III вв. до н.э. и может рассматриваться как компонент одного с описанным некрополем городского комплекса Авхида. В культурном слое «Коэщ» большинство хорошо сформованной кружальной посуды во фрагментах, хотя попадаются и целые экземпляры из тонко отмученной глины без видимых минеральных примесей, преимущественно светлосерого обжига с голубовато-пепельным оттенком. Это яркий признак закубанской фатско-меотской керамики среднемеотского периода (IV-I вв. до н.э.) Кроме сероглиняного обжига часть посуды (это
больше касается кухонной тары) обожжена при коптящем пламени до чернотомленого цвета. Третья часть обожжена до красного цвета в быстром высокотемпературном окислительном режиме. Итак, IV-ый век до н.э. заканчивался удачно для г. Авхиды. Неизвестно, когда умер фатейский царь Арифарн. Во время правления Эвмела на Боспоре он должен был чувствовать себя спокойно и уверенно. Несмотря на гибель Эвмела в 303 г. до н.э. его отношения с Боспорским государством существенно не изменились, потому что престол Боспора по наследству занял его сын Спартак IV и правил 20 лет, до 284 г. до н.э. Так, что Фатейское (Фатское) царство, укрепившееся и возвысившееся при Арифарне, процветало в последние годы IV-го и I-ой четверти III в. до н.э. На его юго-восточной окраине успешно развивался город Авхида – главный военный оплот государственного образования. Археологические материалы с памятников г. Майкопа довольно наглядно отражают именно время античной эпохи, а по кавказской периодизации среднемеотского периода 2-ой половины IV первой половины III-го в. до н.э. В дальнейшем, судя по керамическому материалу, Авхида утрачивает свои позиции, уступая предполагаемым столицам Фатейского царства. На левом берегу Пшиза это Хатыпса на месте с. Старый Нечерезий; на правом – город с неизвестным названием на месте нынешнего Краснодара, или, что вернее, город Гаргаза на месте Лабапэ (Усть-Лабинска). Уже верхний слой Коэщевского поселения показывает преобладание сероглиняной с голубоватым оттенком кружальной посуды из Псеупсско-Мартинского гончарного центра над местной керамикой Авхиды, отличающейся красноглиняным
обжигом с бурым оттенком. То же можно сказать и в отношении засыпки могил некрополя Кирпичного завода №2 из культурного слоя окружающего поселения.
Во второй половине конца III-го в. до н.э. Авхида, видимо, превращается во второстепенный провинциальный поселок. Единичные памятники II-го – I-го вв. до н.э. в виде захоронений на левом берегу Шхагоще (погребение женщины на южной цитадели пытапэ, погребение всадника на промежуточной возвышенности пытапэ I-го в. до н.э.), очевидно свидетельствуют об эпизодическом использовании Псатской крепости города Авхида (Табл. №XXXVIII). источник: Ловпаче Н. Г. Древний Майкоп.164 страница

Горгонейоны из нашей коллекции, терракота и серебро.

Шауб Игорь Юрьевич, доктор исторических наук, Институт истории материальной культуры РАН, автор "ГОРГОНА В РЕЛИГИИ МЕОТОВ" :"...Аналогов этому штампу не знаю. Покажу коллегам. Очень возможно, что он служил для изготовления алебастровых аппликаций на саркофаги. 2 в. н. э. вполне вероятен. Если удастся найти что-нибудь похожее, извещу.Всех благ! ИШ".

Единственная на сегодняшний день – находка глиняной формы для изготовления маски Медузы. Она была обнаружена в 1991 г. при исследовании городища Фанагории (раскоп Южный город). Следует отметить довольно крупные и рельефно выделенные черты лица Горгоны: большие глаза, припухлые губы, а также уши, изображение которых отсутствует у вышеописанных экземпляров (рис. 4, 4, 5). В данной форме могли изготовлять, очевидно, как глиняные, так и гипсовые маски. источник: РЕЛЬЕФНЫЕ УКРАШЕНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ САРКОФАГОВ ФАНАГОРИИ, О.М. Ворошилова

ГИПСОВЫЙ ДЕКОР ДЕРЕВЯННЫХ САРКОФАГОВ

Схожее по примитивизму, но бронзовое украшение саркофага уже есть в нашей экспозиции. Причем почти с тех же мест, с Анапского района. Хотя, это с Сахалина, с расстояния в 9000 км., кажется что из тех же мест. А, на деле, из той же культурной общности Боспорского царства первых веков нашей эры или не совсем, еще вопрос.

КБР, кобанская культура, подвеска "рука", бронза, VIII-VI вв. до н.э.

Ск@р@бей: "Предгорье КБР , Баксанское ущелье , сопутка вся на Ауках , конкретно с этими фибулами не могу сказать, но это всё с одного комплекса"

Сокровища Баксанского ущелья. Загадки Кавказа открывает географическое сообщество

 

(Ты только посмотри, объяснял ей когда-то Антоша в их бесконечных блужданиях по площадям Эрмитажа, руки на картинах венецианцев - возьми Тициана, Веронезе, Тинторетто или Джорджоне - не менее выразительны, чем лица. Они восклицают, умоляют, спрашивают, требуют, гневаются и ликуют... )
Когда-то Антоша объяснял ей про величие и страсть Тинторетто. Странно, что она помнит это до сих пор, и странно, что не помнит - в чем именно, по мнению Антоши, заключались величие и страсть. И что тревожит ее так в этой огромной картине? Несколько раз она поднималась и бросала по пятьсот лир в счетчик лампы...
Да, руки... Да: лица в тени, вполоборота, в профиль, опущены или заслонены, словно персонажи уклоняются от встречи с тобой. А руки так потрясающе одухотворены, так живы, так дерзки, так коварны. источник Дина Рубина. Высокая вода венецианцев

КБР, кобанская культура, фибулы, медь, конец II тысячелетия до н.э.- начало I тысячелетия до н.э.

Ск@р@бей: "редгорье КБР , Баксанское ущелье , сопутка вся на Ауках , конкретно с этими фибулами не могу сказать но это всё с одного комплекса"

Сокровища Баксанского ущелья. Загадки Кавказа открывает географическое сообщество

Кабарда. Декоративно-прикладное искусство — Raretes

Кубань, сарматы, подвеска амфора, египетский фаянс, I-III вв.

Beepdeep: "Подвеску очень давно с Кубани. Скоробей оттуда же.".

Украшения из египетского фаянса, Открытая археология, Крым

Первые образцы, считающиеся примером осознанного использования «египетского фаянса» в Древнем Египте, найдены в слоях, относящихся к эпохе Раннего Царства. Об этих находках подробно рассказывает основоположник египтологии В. М. Флиндерс-Петри. В качестве примера он приводит не только бусины, но и фигурки животных, а также фрагмент вазы, покрытой зелёной глазурью, на которой читается имя первого египетского фараона – Мены. С этим фараоном связано объединение Верхнего и Нижнего Египта. Такое важное историческое событие точно определяет время появления вазы с зелёной глазурью – конец IV тысячелетия до н. э.
Но вернемся в Крым. В Северное Причерноморье фаянс-2.jpgпервые изделия из фаянса начали поступать в конце VI – начале V в. до н.э. Все ранние находки связаны с Ольвией. В V в. до н.э. приток украшений на северные берега Понта останавливается, что, вероятно, было связано с персидским завоеванием Египта и прекращением производства фаянсов в Навкратисе. Новая волна импорта фаянсовых изделий началась в III в. до н.э. и продолжалась почти шесть столетий, до III в. н.э. Но эти предметы по форме и структуре материала существенно отличаются от ранних. Место их производства до сих пор не определено. Некоторые исследователи полагают, что мастерские по изготовлению фаянсовых украшений на рубеже эр располагались где-то на северном побережье Черного моря.

Период массового распространения бус и подвесок из египетского фаянса приходится на I – II вв. н.э. В это время они встречаются на обширных территориях от Урала до Днестра. В крымских погребениях I – III вв. н.э. обычной находкой являются разнообразные подвески в виде жука-скарабея, лежащего на подставке льва, черепахи, алтарика, амфоры, виноградной грозди или кукиша. Иногда встречаются антропоморфные фигурки, изображавшие египетских богов. Чаще всего такие амулеты сопровождали детские погребения и, вероятно, были призваны оберегать детей в земной и загробной жизни. Фаянсовые фигурки входили в небольшие ожерелья, состоявшие из разнообразных бус и подвесок, или носились в подвешенном к поясу кожаном мешочке вместе с другими амулетами.
Бурные события III в. н.э., связанные с приходом в Крым нового населения — германцев с севера и алан с востока — внесли серьезные изменения в традиционный уклад местных жителей. Прерываются веками существовавшие торговые связи, прекращается поступление в центральные районы полуострова привычных товаров, в том числе и фаянсовых украшений. "Мода" на них, продержавшись не менее трех веков, постепенно исчезает к середине III столетия. В погребениях IV в. изделия из египетского фаянса встречаются уже довольно редко. В основном это единичные крупные бусы, реже — немногочисленный бисер. Исчезают из обихода и фаянсовые амулеты. Самый поздний в Крыму экземпляр — небольшой жук-скарабей, найденный в могильнике Дружное в погребении второй половины III в. н.э., — возможно, перешел к своему владельцу по наследству и в качестве раритета был помещен в могилу вместе с умершим.

Белгород, скифы, фибула , серебро, III вв. до н.э.

 

Сколомуш: "Место Белгородская обл., Корочанский район.В районе села Плоское, Лесной массив".

Памятники археологии Корочанского района: Селище-3. Ранний железный век. Позднезарубинецкая культура. Расположено в 1,5 км к юго-западу от с. Ушаковка.

III столетие до н.э. было временем наиболее активной экспансии кельтов. Их мощные перемещения на широких пространствах Европы затронули земли, заселенные разными этническими труппами, и стали импульсами также для миграций последних. Результатом одного из таких передвижений населения стало сложение в последней трети III в. до н.э. зарубинецкой культуры, общий ареал которой охватывает Припятское Полесье, Среднее Поднепровье и смежные земли Верхнего Поднепровья
Зарубинецкая культура.Среднеднепровский регион, охватывающий поречье Днепра с притоками от устья Десны до Тясмина, в предшествующее время был занят населением, оставившим скифскую лесостепную культуру. Здесь известно свыше сотни скифских поселений и курганов V—III вв. до н.э., которые можно относить к скифам-пахарям Геродота. В северной части Среднего Поднепровья имело место территориальное смешение скифских памятников с милоградскими.

Исследователи скифских памятников Среднего Поднепровья неоднократно отмечали несомненную близость их с реннезарубинецкими древностями этого региона. Это проявляется во многих элементах культуры, в том числе в формах и орнаментации глиняной посуды, в однотипности орудий труда, в конструктивных особенностях жилых и хозяйственных построек. Эти данные неоспоримо свидетельствуют о значительном вкладе местного скифского компонента в генезис зарубинецкой культуры Среднего Поднепровья. Очевидно, что скифское население этого региона в своей основной массе вошло в состав зарубинецкого. https://arheologija.ru/zarubinetskaya-kultura-2/

 

 

AsasinRRR

 

blackhawk, Анапа : "Найдена на меотских поселения в районе Краснодарского водохранилища, там целые археологические поля,есть где разгулятся. Сопутка поинтереснее будет, но уже продал."

Керамическая фигурка животного.Меоты
Керамическая фигурка животного.Меоты.Есть утрата,частично отломана задняя нога!Высота 3см.вес 20гр.Видимо детская игрушка.Случайная находка.

лошадка