Сахалинский музей древностей

Античная и средневековая посуда из фондов Сахалинского музея древностей

 

Боспорское царство, чернолаковая солонка, V-IV века до н.э.

Из письма нашедшего: "Чернолаковая солонка найдена в Крыму, на Керченском п-ве, на многослойном античном поселении
вместе с боспорскими монетами. Она датируется IV в.до н.э. и относится к произведениям
боспорских гончаров". Вес: 66 грамм. Четвертое фото - СОЛОНКА С ПОСВЯТИТЕЛЬНОЙ НАДПИСЬЮ ГИГЕНТА И ПАТАЙКА

Вторая перемена блюд состояла из вина и сладостей. В это время слушали музыку, состязались в декламации стихов, пении застольных песен – сколий. Лучшему чтецу вручался приз. В 4 в. до н.э. в Пантикапее таким призом победителю эпического агона стала чернолаковая солонка, на
которой начертали имена Гигента и Патайка (кат. 349). Также существовали призы за отгадывание загадок или за победу в застольной игре в котта. Сохранилось описание нескольких разновидностей этой игры. Например, последние капли вина выплескивали из чаши в цель, произнося имя возлюбленной, и по густоте звука определяли пользуется ли играющий вза имностью. Или попасть каплями вина нужно было в плавающие в большом сосуде с водой плошки, победа в этом случае присуждалась тому, кто первым ухитрялся потопить свою цель. Некоторые данные позволяют заключить, что в Ольвии и на Боспоре большим признанием пользовались поэмы Гомера. На чернолаковой солонке IV в. до н. э., найденной при раскопках Пантикапея в 1945 г., имеется надпись, свидетельствующая о том, что этот предмет послужил наградой неким Гигенту и Патайку за победу в исполнении эпических поэм. Об исключительной популярности поэм Гомера в Ольвии свидетельствует Дион Хрисостом, отмечающий, что почти все ольвиополиты знают «Илиаду» наизусть. На хорошее знакомство с лирической и эпической поэзией указывает также язык надгробных эпитафий, составленных северопонтийскими поэтами.

349. СОЛОНКА С ПОСВЯТИТЕЛЬНОЙ НАДПИСЬЮ ГИГЕНТА И ПАТАЙКА, ГМИИ. Инв. № М-24, Аттика, третья четверть 4 в. до н.э.
Глина, черный лак. В. 1,2. Дм. 3,5, Мелкие сколы, потертости., Пантикапей. Раскоп «Старый музей». Раскопки В.Д. Блаватского, 1945
Миниатюрная солонка с вогнутыми стенками.829 По краю венчика два желобка. Глина бежевая, хорошо отмученная, без видимых включений. Лак черный, блестящий, тонкий ровный слой. В цвете глины край венчика. На донце граффито: Νίκη Γύγεντος κα Παταίκου
На стенке, с внешней стороны граффито: Επος
Незатейливый предмет столовой посуды, солонка, – свидетельство агонального (соревновательного) эллинского духа. Надпись, процарапанная на донце, увековечила победу двоих участников – Гигента и Патайка. Другая надпись, прочерченная на вогнутой поверхности тулова, конкретизирует вид единоборства, в котором была одержана победа: «эпос», т.е. исполнение эпических произведений. Незначительность предмета указывает на то, что соревнование носило, по-видимому, частный характер и могло происходить на одном из пиров-симпосиев, на которых разнообразные состязательные игры были обычным развлечением собравшихся. Публикации Блаватский 1964, 93, рис. 28; Тохтасьев 2007, 190–191;

Восточный Крым, культовая курительница алтаря с ликом Диметры, IV – II века до н.э.

Вроде как схожая, судя по наличию бюста, с экспозиции Керчинского музея. Я ее, из-за плохой освещенности, не увидел, ни при осмотре экспозиции, ни при фотографировании и разглядел уже позже, на фото. Так что, даже не знаю, есть ли на ней лишь изображение бюста или лицо тоже немного проработано мастером.

Сосуд для благовоний, terracotta Деметра или Кора. Вес 103 гр. Высота 930 мм , ширина 107 мм основании 47 на 62 мм. Горловина внутренний диаметр 20 на 22 мм носик около 10 мм., внутренний диаметр всего 3 мм. внутри не видно копоти, но воняет также, как в светильнике-алтаре - чем-то острым плюс гарью. Фото изнутри через отсутствующий фрагмент с подсветкой через горлышко солнечным светом - прилагаю. Склеенная из 6 фрагментов, а мелкий 7 фрагмент утерян. Создана явно оттиском в форму двух половинок и слеплена. Шов толком не затерт. Лик молодой довольно видимо Кора. Волосы и головной убор видны явно, виден бюст под одеждой складки одежды ниже шеи и типа накидка ниспадающая с головы на плечи по бокам (явно не волосы, а складки одеяния). Ушей из-за этой накидки не видно, но как бы выделены серьги и брови. Со стороны противоположной носику виден шов. Так что оттянута две половинки и склеенный вместе задняя сторона бугристая, толком не разравненная. носик без украшений, но тоже тяп-ляп не ровный. схожи сосуд видел в вашем музее, но, вроде лика не видел - только бюст и контуры одежды. Но там стенде толком не видно из-за нагромождение и перекрытия одного другим.

Античная курильница в виде фигуры быка

В начале лета 2017 года фонды Анапского музея пополнила коллекция археологических находок из раскопок античной сельскохозяйственной усадьбы в Джемете. Это более 200 предметов античного времени, среди которых и медные монеты Боспорского царства IV – II века до н.э., клейма на амфорных ручках и черепицах, каменные зернотёрки, керамические сосуды и терракотовые статуэтки. Самая заметная из находок – эллинистическая фигурная курильница в виде лежащего быка. Исполнение и глина - "пульные", поэтому, полагаю, и датировка должна совпасть.

Родос, ручка амфоры с клеймом, последняя треть 3го века до н.э.

Пока не нашел из каких именно мест они были привезены в Пантикапей, но это точно греческий импорт. Так как сам я нашел под сотню обломков керамики в Крыму, но ни один из них не содержал даже фрагментов клейма и только один был с узорами, то считаю эти лоты интересным приобретением.

Вот письмо от Монахова Сергея Юрьевича: "Уважаемый Алексей, извините, не знаю отчества. Прямоугольное клеймо в две строки - родосское. В первой строке имя Аристеида-1, родосского магистрата-эпонима последней трети 3 в. до н.э. Во второй строке - название родосского месяца артамития. Помещены еще какие-то эмблемы, искать их не было времени. В родосских клеймах часто указывают название месяца...".

В каждом городе был свой календарь, с собственными названиями месяцев, причём названия нередко образовывались от праздников, в этом месяце справлявшихся.

Теоретически месяц должен был начинаться в новолуние, но практически это выходило далеко не всегда, так что приходилось различать «гражданское новолуние» и «лунное новолуние».

Начало года тоже было различным: по афинскому календарю год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния, по беотийскому, использовавшемуся в Фивах — после зимнего солнцестояния (то есть начало года примерно совпадало с нашим).

Родос: Панам, Карней, Далий, I. Тесмофорий, Диостий, Теудесий, Педагейтний, Бадромий, Сминтий, Артамитий, Аграиний, Гиакинтий.

То есть, как я понял по этому источнику: http://www.binetti.ru/calendarium.htm , вино залито в было в эту амфору в (апреле — мае), а так как уроаем новым еще и не пахнет, то значит выдержаное и, для Боспора, дорогой импорт.

Забавно, что на Родосе и Косе Артамитий - это апрель — май, а вот в городе Эпидавр на Пелопонессе он же был в феврале — марте. Источник Древнегреческий календарь.

И немного истории про вино из этой амфоры, увы, нашел только по импорту с острова Кос, а не по Фасосу и Родосу С. Ю. Монахов "Косские и псевдокосские амфоры и клейма":
По Афинею (1.32е), там производилось белое,а также сладкое вино, к которому морская вода добавлялась как консервант. Упоминаются также косские черные и сухие вина. Общеизвестна судебная речь Демосфена против Лакрита (35.32, 34), в которой говорится о партии косских амфор, предназначенных для продажи где-то в бассейне Черного моря (Маринович 1998: 4 сл.).
Из отчетов магистратов по Делосскому храму мы знаем, что в 180 году до н.э. 35 амфор с косским вином были куплены за 105 драхм и 5 оболов, в 178 году такая же партия косских амфор стоила уже 100 драхм, в то время как 10 амфор книдского вина были куплены за 60 драхм (Jefremow 1995: 84, not. 747;
Georgopoulos 2005: 181). С учетом того, что косские амфоры в это время имели объем более 40 литров (против 30 литров для книдских), косское вино было очень дешево и легко конкурировало с другими известными винами...Форма косских амфор имела во времени несколько вариантов, о чем можно судить хотя бы по тому, что двуствольные клейменые ручки косских амфор имеют то угловатый изгиб и поднимаются выше венца, то изгиб ручки плавно округлен, напоминая ранние родосские ручки первой половины III в. до н. э. В хорошо отмученной мелкозернистой косской глине почти всегда присутствует некоторое количество мельчайших блесток золотистой слюды, чем она немного напоминает глину Фасоса, в то время как беловатый ангоб косских амфор очень похож на родосский.

По покупательной способности того времени: "К сожалению, мало данных о заработках того времени. В качестве малого заработка можно рассматривать заработок некоего рабочего в загородном дворце - 8 драхм в месяц (то есть около 2 оболов день). В сравнении с Древней Грецией такой заработок имел несколько большую цену, поскольку цены на продукты в Вавилоне были немного ниже, чем в Афинах. Но это, вероятно, не был минимальный заработок. Относительно высокий заработок был у астрономов, авторов упомянутых таблиц – 20 драхм в месяц. В Вавилоне плата нередко производилась натурой, и нормой считалось 180 литров ячменя на семью: 60 л в месяц на мужчину, 30 на женщину, 10-25 на детей. То есть тут нормой был заработок, эквивалентный 6-8 литров ячменя на мужчину. Поскольку ячмень менее качественный злак, чем пшеница (которая в Вавилонии из-за засоленности поливных земель не росла), то уровень жизни тут был оценочно ниже, чем в Древней Греции".

Теперь к вопросу об "уровне жизни тогда и сейчас":

1 драхма = 6 оболов
35 амфор = 106 драхм
1 амфора = 3 драхмы = 18 оболов
1 литр = 18 оболов\40 литров = 0,45 обола или, для стандартного сейчас объема в 0,7 = 57 бутылей, т.е. за бутыль = 0,316 обола
Я, работая начальником отдела в ГС РАН, по идее, скорее астроном, чем рабочий в загородном дворце?
При зарплате в 40т рублей и средней сахалинской цене за бутылку (из самых не дорогих) вина в 400 рублей и ,пренебрегая, что указанная в источнике цена - оптовая и что - "В сравнении с Древней Грецией такой заработок имел несколько большую цену, поскольку цены на продукты в Вавилоне были немного ниже, чем в Афинах" имеем: ученый на Сахалине, в месяц, "забив" на коммуналку и пропитание себя и семьи, может позволить себе 100 бутылок ординарного вина в месяц, а древнегреческий астроном - 380 бутылок и работяга 152 бутылки.
Т.е. я "нищеброднее" астронома в 4 раза и в 1,5 раза беднее, чем низко квалифицированный рабочий. Надо еще учесть, что астроном то уж точно был при этой зарплате на полном "гособеспечении", а одна лишь коммуналка в отопительный сезон (а это на сахалине месяцев 8) у меня составляет чуть меньше 5000 рублей.

Фасос, фрагмент ручки амфоры с клеймом, 370-360 ые года до н.э.

Пока не нашел из каких именно мест они были привезены в Пантикапей, но это точно греческий импорт. Так как сам я нашел под сотню обломков керамики в Крыму, но ни один из них не содержал даже фрагментов клейма и только один был с узорами, то считаю эти лоты интересным приобретением.

"С птичкой" точно клеймо острова Родос III-II век до н.э. Вот тут ветка с определением. Оказалось фигушки.

Вот письмо от Монахова Сергея Юрьевича: "...клеймо с эмблемой "гусь" - фасосское. С именами магистрата Ламия и фабриканта Архестрата. Эмблема в прямоугольной рамке. Датируется 370-360-ми годами до н.э....".

И немного истории про вино из этой амфоры, увы, нашел только по импорту с острова Кос, а не по Фасосу и Родосу С. Ю. Монахов "Косские и псевдокосские амфоры и клейма":
По Афинею (1.32е), там производилось белое,а также сладкое вино, к которому морская вода добавлялась как консервант. Упоминаются также косские черные и сухие вина. Общеизвестна судебная речь Демосфена против Лакрита (35.32, 34), в которой говорится о партии косских амфор, предназначенных для продажи где-то в бассейне Черного моря (Маринович 1998: 4 сл.).
Из отчетов магистратов по Делосскому храму мы знаем, что в 180 году до н.э. 35 амфор с косским вином были куплены за 105 драхм и 5 оболов, в 178 году до н.э. такая же партия косских амфор стоила уже 100 драхм, в то время как 10 амфор книдского вина были куплены за 60 драхм (Jefremow 1995: 84, not. 747; Georgopoulos 2005: 181). С учетом того, что косские амфоры в это время имели объем более 40 литров (против 30 литров для книдских), косское вино было очень дешево и легко конкурировало с другими известными винами...Форма косских амфор имела во времени несколько вариантов, о чем можно судить хотя бы по тому, что двуствольные клейменые ручки косских амфор имеют то угловатый изгиб и поднимаются выше венца, то изгиб ручки плавно округлен, напоминая ранние родосские ручки первой половины III в. до н. э. В хорошо отмученной мелкозернистой косской глине почти всегда присутствует некоторое количество мельчайших блесток золотистой слюды, чем она немного напоминает глину Фасоса, в то время как беловатый ангоб косских амфор очень похож на родосский.

По покупательной способности того времени: "К сожалению, мало данных о заработках того времени. В качестве малого заработка можно рассматривать заработок некоего рабочего в загородном дворце - 8 драхм в месяц (то есть около 2 оболов день). В сравнении с Древней Грецией такой заработок имел несколько большую цену, поскольку цены на продукты в Вавилоне были немного ниже, чем в Афинах. Но это, вероятно, не был минимальный заработок. Относительно высокий заработок был у астрономов, авторов упомянутых таблиц – 20 драхм в месяц. В Вавилоне плата нередко производилась натурой, и нормой считалось 180 литров ячменя на семью: 60 л в месяц на мужчину, 30 на женщину, 10-25 на детей. То есть тут нормой был заработок, эквивалентный 6-8 литров ячменя на мужчину. Поскольку ячмень менее качественный злак, чем пшеница (которая в Вавилонии из-за засоленности поливных земель не росла), то уровень жизни тут был оценочно ниже, чем в Древней Греции".

Теперь к вопросу об "уровне жизни тогда и сейчас":

1 драхма = 6 оболов
35 амфор = 106 драхм
1 амфора = 3 драхмы = 18 оболов
1 литр = 18 оболов\40 литров = 0,45 обола или, для стандартного сейчас объема в 0,7 = 57 бутылей, т.е. за бутыль = 0,316 обола
Я, работая начальником отдела в ГС РАН, по идее, скорее астроном, чем рабочий в загородном дворце?
При зарплате в 40т рублей и средней сахалинской цене за бутылку (из самых не дорогих) вина в 400 рублей и ,пренебрегая, что указанная в источнике цена - оптовая и что - "В сравнении с Древней Грецией такой заработок имел несколько большую цену, поскольку цены на продукты в Вавилоне были немного ниже, чем в Афинах" имеем: ученый на Сахалине, в месяц, "забив" на коммуналку и пропитание себя и семьи, может позволить себе 100 бутылок ординарного вина в месяц, а древнегреческий астроном - 380 бутылок и работяга 152 бутылки.
Т.е. я "нищеброднее" астронома в 4 раза и в 1,5 раза беднее, чем низко квалифицированный рабочий. Надо еще учесть, что астроном то уж точно был при этой зарплате на полном "гособеспечении", а одна лишь коммуналка в отопительный сезон (а это на сахалине месяцев 8) у меня составляет чуть меньше 5000 рублей.

Киевская область, срубная культура, чаша орнамент, I-II века

 

antiqueweapon: "Предмет приобретался на слете в Киеве в нулевые года. Продавец продавал причерноморскую копанину".

Курафуто, сакедзуки, 30-ые года 20 века

http://www.esake.com/guinomi.HTM

ЧАШЕЧКИ ДЛЯ САКЭ
В комплекте с особым кувшином, токкури, как правило, идут миниатюрные чашечки, объем которых позволяет сделать из них не более трех глотков. Условно чашки можно отнести к двум видам: Гуиноми и Отёко.
В разговорной речи: тёко, очоко или чоко. Первый тип чашечек более будничный, японцы пьют из гуионми во время обычного ужина без торжественного повода. Более изысканные отёко, внешне напоминающие раскрывающийся бутон цветка, ставят на стол по праздникам. Помимо этих двух сосудов, существует еще один особый вид чашек для сакэ – сакадзуки, по форме больше напоминающие плоские чайные блюдца. Из них пьют исключительно за чье-то здравие – такие «бокалы» поднимаются на свадьбах, празднованиях дня рождения и годовщин семейной жизни.

Крым, Салтовская культура, аланы или хазары, амфора, VIII-X века

pampidu: "Эту амфору нашел покойный отец. Тут где строили новый дом, когда рыли фундамент. В 1993 году. Село Первомайское. Возле Старого Крыма. Тут домов мало было. Везде поля были...тогда мы откопали старый глинянный трубопровод. Он проходил через все село. И осколки трубопровода в бетон смешивали. Потому что тогда шебенка была дорогая и все, что находили ложили в бетон". Вес 3,6 кг., объем более 8 литров.

Вот ответ в переписке с Монаховым Сергеем Юрьевичем, уже и ранее не слабо мне помогающим в определении клейм с античных амфор: "Алексей, это средневековая амфора где-то 8-12 веков. Точнее сказать не могу. Как говорится, это не моя группа товара, заниматься всем невозможно. По средневековым византийским амфорам есть своя литература, самое простое - найдите в сети публикацию: Антонова, Даниленко, Ивашута, Кадеев, Романчук. Средневековые амфоры Херсонеса. Не упомню уже, где она издана. Инет подскажет. Да Вы, судя по всему с ней знакомы. Там есть ссылки на огромную литературу вопроса. Что касается античности, то можете заглянуть на сайт моего института, там много литературы: https://www.sgu.ru/structure/archiology".

 

"Находки сделаны Крым , село Прохладное. Сопутка царизм , ссср, чешуйки с тангой, античные монеты рим , гемма в медной оправе."

Горгиппия, Боспорское царство, лепной краснолаковый кувшин, IV веке до н. э. — III веке н. э.

масса: 1,1 кг., макс. объем: 1,71 литра, макс диаметр: 140 мм., дно: 110 мм., горловина: 45мм., высота: 175 мм.

Sany2011:"Вещица была найдена при раскопках под Анапой. Антика"..."Примерно в центре между посёлком Анапский, Усатого Балка и Бужор в поле."..."Мы группой на коп выезжали и один парень из нашей группы нашёл на глубине около 1,5 метра, там была россыпь монет, но кувшин был пуст,он даже был глубже немного и с другой эпохи т.к.монеты были татары"...

Ойнохои из Усть-Альминского. Но, судя нежеследующему описанию, это не ойнохойя, а просто погребальный кувшин:

У варварского населения Крыма первых веков н. э. имелся немалый спрос на распространенную в это время привозную краснолаковую посуду, она широко использовалась в повседневной жизни и применялась в погребальных обрядах — в качестве емкости для пищи, сопровождающей погребенного. Количество краснолаковых сосудов, выявленных при раскопках позднескифских могильников, исчисляется сотнями, если не тысячами экземпляров. Значительную их часть составляют кувшины разнообразных форм. При этом в общей массе обнаруженной краснолаковой посуды кувшины со сливом, иначе называемые ойнохоями, представлены крайне малым количеством находок.

 

Вот первый аналог не очень похож по форме, но вылитый по основному покрытию лаком за вычитом на нем чернолаковых фигур. Второй 226 - похожий по форме, но не похожий по лаку зато тоже явно лепной, а не гончарный и третий, абс. не похожий по форме и украшательству, но схожий по типу покрытия и отсутствию канта перед днищем, а значит и технологии производства. Хотя те еще аналоги отыскал. Надо литературе покопаться подробнее.

По данному типу масса похожих описана у Генриха Шлимана в Илион. Город и страна троянцев. Том 2, но уж точно посуде произведенной в Трое не чего было делать с Боспорском царстве. Наследие эпох, творили по образу и подобию.

Пытаясь установить возраст данного объекта по месту находки установил, что в Археологические памятники Анапы по данному месту указано два объекта -

№ п/п

Наименование объекта

Местонахождение объекта

(адрес)

кур-га

на в группе

Сведения о ранее принятых документах

 

     

       

20.

Курганная группа

(3 насыпи)

ст-ца  Анапская,

0,5 км к юго-западу

от западной окраины станицы

1

8.01.2002 №1-р

2

3

21.

Уcадьба

(50 насыпей)

между станицей Анапской и хутором Усатова Балка

1-50

8.01.2002 №1-р

 

При разведках вблизи Анапы, проводившихся в 1963 г. сотрудником экспедиции краеведом В. В. Веселовым, были открыты поселения эллинистического времени в 2 км к юго-востоку от Анапы, между 7-м и 8-м километрами у шоссе, ведущем из Анапы в Новороссийск, в 1,5 км к югу от Юровкн, в 0,4 км южнее Джемете и поселения первых веков нашей эры у станиц Анапской, Гостагаевской Благовещенской и др.

http://www.bosportemple.ru/content/library/paper_02.htm

https://liorasun55.livejournal.com/310605.html

Увы, наиболее похожий сосуд в литературе удалось найти в таблице с похоронными атрибутами, это может объяснять, почему он найден пустым и без какого-либо засохшего содержимого, ибо чего там пеплу засыхать....См. верхний сосуд в столбце "Инвентарь".

Начиная с Vв. до н.э. и особенно в более поздние времена, скромная чернолаковая посуда – килики тарелочки , часто украшались оттиснутыми внутри сосуда орнаментами в виде пальметт, концентрических кругов из косых насечек, наносившихся специальными штампиками или узорами из процарапанных линий. Качество лака во многом зависело от обжига – правильно подобранной температуры в гончарной печи, которые, как правило, состояли из двух отделений, внутренний диаметр которых достигал 4-х метров. Нижнее, топочное, имело сбоку отверстие для горючего, а посередине мощный столб, поддерживающий потолок, который одновременно служил полом верхнего отделения обжигательной камеры, снабжённой отверстиями для загрузки и отгрузки. Для более лёгкого проникновения горячего воздуха из топки в обжигательную камеру делали многочисленные небольшие отверстия, которые по мере надобности закрывались черепками. Такие печи были найдены и в городах Боспорского царства. Глиняная посуда часто бьётся и, поэтому, высококачественную чернолаковую посуду часто чинили, просверливая отверстия у краёв обломков и соединяя их металлическими, обычно свинцовыми, скрепами. Для хранения и, в особенности, для транспорта вина, оливкового масла, маслин, винограда и прочих продуктов употреблялись остродонные амфоры. Сваленные в кучу остродонные амфоры могут лежать, плотно сцепившись одна с другой, и, вместе с тем свободно выдерживать вес ходящего по ним человека. Это качество сделало амфоры удобной тарой для перевозки товаров на кораблях. Предназначенные для хозяйственных целей, они, как правило, не имели никаких украшений. Чаще всего встречаются пояса бурого лачка или красной краски. Расписная амфора или парадный сосуд для жидкостей, всегда имела ножку, на которой могла стоять. Амфора – один из самых распространённых типов сосудов в греческой керамике. Она встречается уже в древнейшую эпоху геометрического стиля. Громадные дипилонские амфоры IX-VIII в.в.до н.э. имели довольно простые формы с резко сочленёнными частями и горизонтальными ручками. Ионийские амфоры VI в.до н.э. имели более пухлыми формами, завершались вверху или высоким муфтообразным венчиком или небольшим горизонтальным венчиком. Оба типа амфор постепенно превращаются в великолепные расписные чернофигурные сосуды на ножке. Особо известны панафинейские амфоры, которыми награждались победители в главных аттических состязаниях – во время праздника Великих Панафиней. Эти сосуды расписывались в чернофигурном стиле на тему проводившихся состязаний- бег, борьба и пр. Амфоры второй пол. V – IV в.в. до н.э. расписывались в краснофигурной технике. Форма амфор этого периода становится более вычурной и более громоздкой. Сюжет на таких амфорах был самый разнообразный, выполненный в роскошном стиле с применением накладных красок и позолоты. Всё это говорит об утрате того чувства меры, которым обладали мастера VI-V в.в. до н.э. Одной из редких разновидностей амфор служили лутофоры – сосуд для предсвадебного омовения с сильно вытянутым туловом и узким горлом. Существовал также обычай класть лутофоры в могилы юных покойников, ещё не вступивших в брак. Из разновидностей амфор наиболее была распространена пелика. В отличие от амфор, у которых тулово наиболее всего раздуто в плечах, пелика наиболее всего раздута в нижней части тулова. Наибольшую популярность она получила в IV- III в. в. до н.э. Керамика этого времени расписывается в краснофигурной технике с преобладанием роскошного стиля. В конце Ш – II в.в. до н.э. появляются боспорские «акварельные» пелики. Они имели те же формы, что и аттические, но расписывались минеральными красками. Довольно известен ещё один тип сосуда для переноски воды из источника к пиршественному столу. Греки любили всё красивое и изящное. Поэтому использовали для этого специальную ёмкость – гидрию. Гидрия – чернолаковый сосуд с тремя ручками. За верхнюю, вертикально расположенную ручку, носили пустой кувшин, за две средние горизонтальные ручки держали сосуд под струёй источника или несли уже наполненную ёмкость. Чаще всего, гречанка несла наполненную гидрию, поставив её на голову. Гидрия встречается уже в эпоху геометрического стиля. Дальнейшее развитие этот тип получает в Аттике в V-IV в.в.до н.э. Пропорции становятся более строгими и вытянутыми. Они расписаны как в чернофигурной, так и в краснофигурной технике. Расписные гидрии александрийской работы III в.до н.э., так называемого стиля Гадры , являются преемницами аттических гидрий. Широким распространением у древних греков пользовался кратер (от греч. смешиваю), необходимый для каждого пира. Это была большая глубокая чаша, в которой вино смешивали с водой. Пить неразбавленное вино греки считала проявлением крайней неумеренности. Обычно смешивали одну часть вина с двумя частями воды. Наиболее древние кратеры имели форму котла сильно ссуженному к высокой стройной ножке. Внешняя поверхность стенок сплошь покрыта росписью геометрического стиля. В конце VI – IV в.в. до н.э. кратер приобретает колоковидную форму с горизонтально расположенными ручками, становится всё более лёгким и стройный в пропорциях. Как и вся парадная посуда того времени, кратеры расписываются в чернофигурной и краснофигурной технике на предмет пиров и так называемых Дионисий- праздников в честь бога Диониса и его свиты: сатиров и менад. К этой же серии застольных сосудов относятся редко встречающиеся: стамнос – с бочковидным туловом и невысокой шейкой с вогнутыми стенками, две горизонтальные П-образные ручки располагаются в верхней части тулова; оксибаф – упрощённый вариант колоколовидного кратера, у которого отсутствуют плечи, с горизонтальными П-образными ручками; лебес или динос – имеет вид глубокого, обычно круглого котла с широким устьем и очень узкой шейкой имеющей закраину с росписью с морскими мотивами в виде плывущих корабликов или выпрыгивающих из воды, дельфинов - такой сосуд помещали на специальную подставку из керамики или металла. Все вышеперечисленные сосуды были в ходу у древних в VI – IV в.в. до н.э. Вино разливали по чашам специальным черпаком – киафом. Глиняные киафы встречаются среди аттических ваз VI – V в.в.до н.э. Позднее появляются черпаки – киафы из металла. Килик - самая излюбленная чаша для питья у древних греков. Обычно, представляет собой неглубокую чашу с горизонтальными ручками на низком кольцевом поддоне или высокой ножке. Исключительной изысканностью отличаются мелкофигурные килики VI в. до н.э., выполненные в чернофигурной технике того времени и имеющие высокую ножку. В более позднее время килики стали более глубокими на кольцевых поддонах. Они потеряли хрупкость, изящество форм, но стали более практичными в застольях. Наряду с киликом, застольной чашей иногда служил и скифос, имевший довольно ёмкое, бочковидное вместилище на кольцевом поддоне с горизонтальными ручками у самого края. Высокий двуручный сосуд с сильно вытянутым вверх туловом, но в остальном сходный со скифосом – принято называть котила. Эта форма встречается в IV-III в.в. до н.э. Для питья вина греки употребляли ещё Канфар – чашу с двумя вертикальными, высоко поднимающимися над краем сосуда, ручками. Тулово, как правило, имело сложнопрофилированную форму и располагалось на высокой ножке. Наиболее часто встречающиеся на Боспоре канфары в нижней части тулова имели ребристую поверхность, датируются IV-III в.в.до н.э. Канфар был одним из постоянных атрибутов бога вина Диониса.
Использовали иногда в застольях ритон – изогнутый наподобие рога сосуд, нижняя часть которого представляла полую, скульптурно исполненную голову животного: лошади, кабана, быка, барана… Плоская чаша – фиала применялась греками в быту и при совершении культовых обрядов, жертвенных приношений, как в домашнем, так и в государственном обиходе при возлиянии богам вином, молоком, водой… Фиала имела широкое, неглубокое вместилище с выпуклостью в центре дна – умбон или омфал. Фиалу удобно было брать с собой путешественникам и воинам. В более поздние времена на Боспоре такие чаши стали изготавливать из стекла. Под стать посуде для возлияний была посуда для еды. Расписные блюда и тарелки – пинак, известны уже в архаическое время. В эпоху классики в Аттике появляются специальные блюда для рыбы. Кушанье раскладывалось по широкой, чуть углубляющейся к середине, поверхности блюда; в центре находилось небольшое круглое углубление, куда наливали соус. Наружный край блюда ниспадал отвесно вниз, прикрывая при этом массивный кольцевой поддон или невысокую ножку. Обычно такие блюда расписывались в краснофигурной технике на морскую тематику. Известны изображения различных рыб, морских чудищ и Нереид, восседающих на них. Поскольку пища была довольно однотипной: рыба, мясо, каши, овощи, фрукты, греки разнообразили свой стол различными соусами. Для чего в большом количестве производили так называемые солонки. Они имели различную форму, но, как правило, вместилище с закруглёнными стенками внутри. Известны также блюда на высоких ножках. Иногда такие солонки, блюда на ножках, пинаки с внутренней поверхности дна покрывались тиснёным орнаментом в виде розетт, пальметт и т.д. Несмотря на тысячелетнюю историю, застольная посуда древних греков была очень красивой, мало видоизменялась и служила эталоном для многих народов, населявших Средиземноморье и Северное Причерноморье. Мы до сих пор не перестаём восхищаться мастерству античных гончаров и вазописцев в изготовлении форм и росписи этих сосудов, где слова ремесло и искусство неотделимы друг от друга. Старший научный сотрудник отдела фондов КГИКЗ Жёлтикова А.

Кубань, Кобанская культура, чаша,чернолаковая керамика, до н.э.

Диаметр 10.5см., высота 5 см. Вес 197 грамм. Расчитана на объем 110 граммов жидкости или для ритуального горения чего либо, что навряд ли, ибо гарью с нее не несет, а лишь землей.

frederik84: "Копом не занимаюсь, куплена давно (СССР), Северный Кавказ". После моей просьбы уточнить по месту покупки прислал следующее:

frederik84: "Давно это было, сейчас повспоминал, это не Сев.Кавказ, это Кубань, район Лабинск-Курганинск. Сопутка???я бусы покупаю и ювелирку, скорее всего, это мне и предлагали-но датировка?от античности до хазар.Керамику я обычно не покупаю,  только если стекло (целое),но эта показалось мне интересной".

В октября 2013 года, в составе делегация ГС РАН и правительства Сахалинской области, я находился с рабочей поездкой по Хоккайдо в Японии по приглашению Хоккайдского Университета. Нам устроили экскурсию в магазин традиционных товаров и там бабуля, божий одуванчик лет 85, проводила для нас чайную церемонию. От нее я впервые услышал, что у каждой чашки есть свое лицо и ритуалу собственно чаепития предшествует внимательный и одухотворенный осмотр своей чашки, обращение чашки "лицом к себе" и только тогда уже распорядитель церемонии наливает вам чай и пьете вы так же "с лица", что вступает в некое противоречие нашей национальной поговорке "с лица воды не пить". В японской традиции именно с него и следует пить. Последние 4 фото - лучшие образчики чаш для чаяпития на японской земле.

К чашке относятся как к живому человеку: ей дают имя, записывают все эпизоды ее биографии на стенках ларца, в котором она хранится, обязательно завернутая в особые сорта шелка. Разбитую чашку тщательно скрепляют скобами или склеивают специальным составом, оставляющим на ней золотые прожилки, которые ценятся не меньше, чем шрамы на теле воина.

Перед употреблением чашку купают в горячей воде (зимой несколько дольше, чтобы она «ожила»). В школе Ямато чашку держат некоторое время в слабом растворе чая. После процедуры купания ее протирают льняной салфеткой (тякин). Поставив чашку на татами, рука не должна двигаться по траектории следующего действия, но медленно прощаться с чашкой в режиме «удержанного сознания» (дзансин), как нехотя расстаются два близких друга. Для этого существует даже специальная техника дыхания – аибики, столь непростая, что ее во избежание искажений сообщают начинающим мастерам только изустно (кудэн).

После дегустации чая гость начинает традиционный осмотр чашки с поклона ей (дзэнский термин айсацу в данном случае означает не просто знак вежливости, но способ установления непосредственного энергетического контакта с тем, кому кланяются).

Во время осмотра чашка переходит из рук в руки от первого гостя к последнему, после чего она возвращается назад. Этот ритуал называют кинхин (особое хождение монахов по кругу в перерывах сидячей медитации дзадзэн).

Акт созерцания чашки – один из важнейших элементов чайной церемонии. Как метко определил эту особенность национальной культуры Кимура Сёдзабуро в своей статье «Люди зрения и люди голоса», «диалог в японском стиле – это, в конце концов, ничто иное, как средство ублажения настроения и смягчения атмосферы двух обращенных друг к другу лицом людей…У японцев глаз, являясь органом зрения, одновременно является и органом речи…».

Объектами внимания во время процедуры «созерцания» являются прежде всего, три главных элемента конструкции чашки – верхняя кромка (кути-дзукури или кути-бэри), корпус (до) и основание (кодай). Именно их гармоничное сочетание придает чашке ощущение стабильности, долговечности, утонченного благородства.

После верхнего ободка чашки взгляд естественно сначала падает на зону касания чайной салфеткой и далее на зону касания бамбукового венчика. Низ внутренней поверхности чашки называется «зоной всматривания», а в центральной ее части расположена «зона остающегося чая», которая, если она имеет вогнутую форму, называется «зеркалом», где человек чая («тядзин») может разглядеть своё сердце, дзэнский изначальный облик.

Чашка в контексте японской чайной церемонии

Как видите их северокавказский предок своей шероховатой физиономией вполне способствует поиску "лица чаши", хотя поверить в существование столь романтических традиции у суровых народов Кобанской археологической культуры Кавказа позднего бронзового и раннего железного веков очень сложно.

Увы, этот романтический опус вовсе не об этой античной чаше, но по ней мне не чего пока рассказать, а поговорить хочется не слабо. 8-))

Нашел схожую по типу в Музей историко-культурного наследия САО РАН и Нижнего Архыза.

Нижние фото - наша чаша в сходном ракурсе, и, кстати, и терракотовый амулет аналогичный вмурованному в музейную чашу, тоже есть в нашей коллекции.

Иран, чаша, бронза, XIV-XVI века

antiqueweapon: "Антикварная ритуальная чаша из бронзы. Иран. На чаше присутствуют зооморфные и флоральные мотивы. Скорее всего чаша использовалась в ритуалах Зороастрийцев. Имеется трещина, которую я не подвергал реставрации чтобы сохранить аутентичность предмета. Заметна оригинальная патина в местах где не достала полировка".

1351-1352 гг. н.э. Мастер Тураншах, Иран Медный сплав; гравировка и инкрустация серебром и золотом Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания
http://collections.vam.ac.uk/item/O67416/bowl-turanshah/

1510-1511 гг. н. э. Мастер Махмуд Али, Герат Белая бронза, ковка, гравировка, заполнение черным пигментом Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания
http://collections.vam.ac.uk/item/O76928/wine-bowl/

Атлас восточной посуды, Смирнов, 1908 год, прекрасное качество иллюстраций удивительное для дореволюционного издания. архив на 200 мБ. И лекция Хаславской Л.М. "Искусство Сасанидского Ирана"

Сасанидские мастера оказали значительное влияние на искусство торевтов Китая, Средней Азии и степей Евразии. Ярким примером является художественный металл Согда, одной из школ среднеазиатской торевтики. Искусство согдийских мастеров отражало двойственный характер культуры ираноязычных и тюркоязычных народов. По мнению специалистов, "утверждать определенно, какие изделия тюркские, а какие согдийские, в настоящее время невозможно, лишь в прядке предположения можно говорить, что некоторые из чаш, находящихся в Эрмитаже, представляют собой "тюркский металл".

Согдийскую торевтику других школ "сасанидского металла" отличает круг образов, чуждых официальному искусству Ирана. Согдийские мастера черпали художественные мотивы из монументальных росписей и тканей. В их изделиях мы не встречаем официальных портретов. Художественному металлу Согда присуща местная основа в сочетании с характерными чертами сасанидского искусства и искусства тюркского каганата.

Карачаево-Черкессия, сарматы, кружка, 2 - 4 века

ken:"Добрый вечер, до реставрации фото не делал, потому что продавать сначала и не собирался. Поэтому склеил качественно. Привезли мне её из Карачаево-Черкессии, вместе с материалом 4-го века нэ, те остатками упряжи звериного стиля, кое-что было на аукционе. Утрат не было, только проклеил трещины...Поищу фото в закромах".

Кружки гончарные серолощеные (3 шт.). Глина. Раннесарматская и среднесарматская культура. Степнянский – II, 1998. Курган 1, погребение 7. Высочино – V, 1984 год. Курган 14, погребение 2. Валовый – I, 1987 год. Курган 6, погребение 3.

выставка «Золото степей», посвященная сарматам и сарматскому золоту.

Онлайн-выставка «Свидетели прошлого: искусство и ремесло в археологических находках»

Адыгея, Мезмай, меоты, килик, IV век до н.э.

uares:"Адыгея, Мезмай, про сопутку неизвестно...". внутр. диаметр: 22 cm., ножка, основание - 10 см., ножка высота около 8 см., общая высота - 15 см., вес: 1340 грамм; удобный для налива по среднюю риску объем: 0,6 литра, а полный, "под завязку"; 1,45 литра.

Монахов, Сергей Юрьевич, директор Института археологии и культурного наследия: "Вы правы, Алексей - это, конечно, никакой не античный греческий сосуд, а, скорее всего, судя по серой глине, - сосуд меотский. Честно говоря, такой формы никогда не встречал. Да я и не специалист по меотской керамике. Трудно знать все...Посмотрите книжку: Лимберис Н.Ю., Марченко И.И. Меотские древности VI-V вв. до н.э. Краснодар, 2012. Но думаю, что там не будет. Если это меотское, то скорее всего 4 века...Восстановительный обжиг дает в результате керамику сероглиняную. Это популярно в прошлом и сейчас в Грузии, например. А меоты делали почти исключительно сероглиняную гончарную керамику. Гончарство у меотов началось еще в 5 в. до н.э. Просто мастерских ранее 2 века пока не обнаружено".

Это что-то среднее между скифским классическим котлом 8-)) и почти классическим греческим, если бы не тип ручек, киликом.

килики в коллекции ГИМ и поиск через Арт-портал музеях мира

Крым, Черноречье, (импорт с Гераклея Понтийская), амфора, терракота, III век

высота: 58 см., масса: 2,665 кг., объем:три гераклийских хойя (4,23 литра)

sagaidi: "Состояние - клееная, с двух больших и двух маленьких частей, все части родные, Высота - 57см., Римская амфора с надписью. Посёлок Черноречье, Севастопольский район, 3 в.н.э."..."Находка не моя, но на сколько я знаю, ещё одна амфора тарелки кружки. Упакую хорошо, есть ещё похожая амфора, но без реставрации надписи другие, интересна?".

Про римское производство это он не угадал, это Греция, Гераклея Понтийская. Но вот про дату производства поразительно точно. Амфоры эти производили и ранее, но именно в 3 веке их начинают привозить в Причерноморье с пометками красной краской dipinti - надписями групповой принадлежности: "товар от такого то и такого то...". Но раньше встречал и гипотизы, что это и информация о наполнении, ведь эта информация не менее полезна - в мафорах залитых воском или забитых деревом могли перевозить все что угодно. Если судить по содержанию пометок, которое видят авторы пу6ликации, то в узкогорлых свсглоглиняных амфорах находились следующие виды наполнителей: масло, соль, соленые и маринованныс продукты, соленая рыба, жир, ладан, противоядие, лекарство, фимиам, мед, сильфий, горчица, тимьян, целебный корень, мирт, теребинт, ароматическая смола, мазь, ячменная крупа, чечевица, плевел, гипс, известняк, мел, кости, ракушки, краска и т.д. Источник: Ильяшенко, "Надписи группы на узкогорых светлоглиняных амфорах из раскопок на городищах Тиритака в 2002-2007 годах".

Большинство амфор обнаруживаемых сегодня в Черном и Средиземном морях – греческого, римского или финикийского происхождения. 

От Черноречья до Балаклавы: крепости, сельбища, источники а, так же, Чернореченский могильник

Самыми ранними в этом хронологическом ряду являются амфоры типа А или СIV А, производившиеся в I в. н.э. Среди них выделяются два варианта, отличающиеся размером поддона. Емкость сосудов 6,7-7,6 л (рис. 4,4.А1,4.А2). Учтено их минимальное количество – 84 ед. по состоянию на 2002 г.
На смену этой форме сосудов приходит тип СIV В, производство которого началось, по нашему мнению, во второй половине I в. н.э. или в начале последней трети I в. н.э. и продолжалось вплоть до начала II в. (Науменко, 2012, с. 64). По мнению С.Ю. Внукова их производство продолжалось вплоть до 40-х гг. II в. Меняется не только форма сосудов, но и их объем. Корпус резко удлиняется, а поддон уменьшается. Причем амфоры с относительно широкими поддонами имеют широкие ручки (СIV В1), их объем 6,1 л (рис. 4,4.В1). У сосудов с узкими поддонами соответственно узкие ручки (СIV В2), горла у этого варианта массивные, высокие и узкие, слегка перекрученные, а оформление венчиков различное (В2a, B2b) (рис. 4,4.В2a,4.B2b), их объем колеблется от 5,4 до 6 л. Для типа СIV B статистика дает нам минимальное количество – 163 сосуда по состоянию на 2002 г. Следующий тип амфор СIV С, по мнению С.Ю. Внукова, производился со второй четверти по конец II в. н.э. Однако исследования в Танаисе показывают, что эта форма амфор появляется значительно раньше, по-видимому, на рубеже I-II вв. В одном из закрытых комплексов Танаиса
последней трети I в. н.э. вместе с амфорами типа СIV B2 отмечено и горло раннего варианта амфоры СIV С (Науменко, 2008, с. 271). По материалам Танаиса выделяются два варианта этой формы. Сосуды емкостью от 7 до 7,5 л с высокими почти цилиндрическими горлами, массивными венчиками диаметром около 8-10 см (СIV С1, рис. 4,4.С1) отмечены в комплексах, погибших в пожаре около середины II в. н.э. Сосуды емкостью около 6 л (СIV С2, рис. 4,4.С2) бытуют в течение второй
половины II в., постепенно сменяясь следующим хронологическим типом СIV D, очевидно, на рубеже II-III вв. или в последние десятилетия II в. н.э. Минимальное количество сосудов типа СIV С – 4169 единиц по состоянию на 2002 г. Тип СIV D появляется в последней четверти II в. и производится в течение всего III в.
Минимальное количество сосудов в Танаисе свыше 6000 ед. Емкость амфор колеблется от 2,8 до 4,9 л (у самых ранних экземпляров) (рис. 4,4.D1). В середине III в. отмечены и совсем мелкие образцы сосудов, у которых иногда отсутствует на ножке кольцевой поддон, емкость таких сосудов около 2-2,1 л (рис. 4,4D2).
Не исключено, что и в позднеантичное время именно Гераклея являлась производителем продукции, транспортировавшейся в Танаис в сосудах типа Е и F.
источник: ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ ТАНАИСА С ПОНТИЙСКИМ РЕГИОНОМ, Науменко С. А.

состав и происхождение разных компонентов древнеримского вина

Крым, Черноречье, скифская лепная кружка, терракота, I-III век н.э.

sagaidi: "Посёлок Черноречье, Севастопольский район, 3 в.н.э."..."Находка не моя, но на сколько я знаю, ещё одна амфора, тарелки, кружки...".

лепной сосуд, но этот, скорее всего, кобанской культуры, но оттуда же - из Чернореченского могильника

Крым, Черноречье, краснолаковая чаша римского типа, II-III век н.э.

sagaidi: "Посёлок Черноречье, Севастопольский район, 3 в.н.э."..."Находка не моя, но на сколько я знаю, ещё одна амфора, тарелки, кружки...".

это одна и та же чашка, конечно, просто исвещенность разная.

краснолаковый кувшин из Чернореченского могильника и Краснолаковые ойнохои Усть-Альминского некрополя

Херсонесская сигиллята

Крым, Римская империя, складной нож или бритва, бронза, железо, I-III век

navichek: "Найдена вещь на римских домиках, вместе с денарием Фаустины, сопутка монеты Рима, железные проколки и тд. Состояние отличное, обессолено, законсервировано, в рабочем состоянии. Монеты бронзовые Константина и Гордиана. Ближайшее поселение Скалистое".

Видимо речь о монете Roman Imperial Coinage of Faustina II, а не о ее матери, Faustina I, у нее волосы более короткие и размер "шишки" на затылке, если и есть, то намного скромнее. На столь убогом фото букв не разобрать, но да не суть важно, ибо жили мать и дочь в одно и то же время, а речь о монете идет только для датирования этого складного ножа.

Римский складной нож. Железное лезвие, бронзовая рукоять. Длина 13.97 см. Найдено в Воклюз, комуна Вайсон, Франция. Британский музей, Лондон. № 1851.0813.45. 1-2 век н.э.

Денис Топал, ведущий русскоязычный скифолог - оружейник: "Здравствуйте, Алексей, К сожалению, я такого не знаю среди наших римских импортов, но я тут не эксперт".

Вот ответ из переписки с Александром Бутягиным - заведующим сектором Античной археологии Северного Причерноморья в Эрмитаже : "...Есть похожие находки в могильнике Нейзац...Да не серп он, просто нож кривой...".

Складной нож из могильника Нейзац. В могильнике Нейзац за годы исследований были обнаружены сотни железных ножей. Они находились в могилах всех типов и использовались все время существования некрополя. В некоторых случаях они имели орнаментированные костяные рукояти. Нож, о котором пойдет речь, был найден в 2004 году в подбойной могиле III в. н. э.

Во входной яме могилы был похоронен конь. Он был положен на правый бок с подогнутыми ногами и головой, ориентированной на восток. В западной части входной ямы, над конем, была захоронена собака. В западную часть погребения грабителями был впущен шурф, но, к счастью, комплекс сохранился нетронутым. У восточной стенки погребения стоял краснолаковый сосуд. Недалеко от него лежали два бронзовых кольца, с зажимами, две серебряные обоймы и янтарная бусина. Также были обнаружены бронзовый фрагмент ремня, железная и бронзовая пряжки, бронзовое кольцо, бронзовая и железная иголки.
В центральной части подбойной могилы, непосредственно у закладных плит был обнаружен необычный нож. Это был складной нож, состоящий из железного серповидного лезвия и костяной рукояти, завершающейся изображением головы лошади. На поверхности рукояти очень тонкой линией процарапан тамгообразный знак. Рядом с ним сохранились остатки, вероятно, еще одного знака. На противоположной стороне рукояти вырезаны два частично заштрихованных прямоугольника.

Найденный нож считался бы уникальным, если бы не обнаружение обломков еще двух подобных ножей, сохранившихся в склепе №200 вместе с многочисленными материалами III в. н. э. и в одной из самых ранних могил некрополя №355, датирующейся II в. н. э.

Вместе с тем, точные аналогии нейзацким ножам этого типа не известны. Следует отметить находки двух ножей в Подонье. Они имеют костяные рукояти с изображениями голов животных. На одной из рукоятей процарапан сарматский знак.

Что касается знаков на обнаруженном ноже, то из них известен лишь один. Такой знак был вырезан на обнаруженной в Пантикапее известняковой плите, так называемой «энциклопедии сарматских знаков», но развернутый в другую сторону. Такой же знак, тоже обернутый, был зафиксирован на рыболовецком грузиле из Елизаветовского городища. Список литературы
Храпунов I. М. Нiж з тамгообразним знаком з могильника Нейзац у Криму // Археологiя. 2004а.
Храпунов И.Н. Некоторый итоги исследования могильника Нейзац // Исследования могильника Нейзац Сборник научных статей. Под редакцией И.Н. Храпунова. Симферополь, 2011. С. 13-113. Поздние сарматы.

Культер (лат. culter) - римская разновидность бытового ножа. Изготавливался чаще всего из железа, реже из бронзы. Мог иметь деревянную, костяную или металлическую ручку. Ручка и лезвия могли украшаться различными узорами. На рукоятке часто находилась петля для подвешивания инструмента. Форма клинка могла крайне сильно меняться как по форме так и по размеру в зависимости от предназначения.

Схожие темы Античные военные походыЛожкаВилкаКаликсКатинумПугиоГладиус

Самые древние складные ножи.

Складные ножи были известны с глубокой древности. Самым ранним из ныне найденных считается нож времен т.н. гальштатской культуры, которая относится к Железному веку и существовала в 900 - 400 века до н.э. в Центральной Европе. Ее основными носителями были кельты, иллирийцы и фракийцы. Ножи использовались, как представляется, в разнообразных мелких хозяйственно-бытовых целях. Самый старый складной нож был найден на территории нынешней Австрии, датируется 6 - 5 веками до н.э., имеет традиционную, можно сказать, классическую для складного ножа форму, бронзовую рукоять, украшенную характерным орнаментом и один клинок, сделанный из железа. Складные ножи такой же конструкции широко использовались и в Древнем Риме. Материал рукояти мог быть разным: археологам удалось найти складной нож с остатками деревянной рукояти.

Древнеримский складной нож с деревянной рукоятью, найденный на территории Германии.

Крым, Херсонес, скифы, "мегарская чаша", терракота, II век до н.э.

Монахов, Сергей Юрьевич, директор Института археологии и культурного наследия: "Алексей, это стандартная "мегарская" чаша где-то 2 в. до н.э. Их производили где угодно, в т.ч. и в полисах Северного Прич-я (название "мегарская" - условное). Даже найдены отдельные формы для оттискивания чаш. Посмотрите нечто подобное в коллекциях Эрмитажа (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/?lng=ru) или Британского музея, или Метрополитен музея. Да и на сайте ГИМа есть."

Автор, Александру Бутягину: "Приветствую, Александр. А такая чаша похожа на мегарскую местного боспорского производства, например Херсонеса Таврического? Попадаются осколки с данным сюжетом? Ведь товар наверно массовый, с большим тиражом оттисков в общей матрице?".

ответ от Александра Бутягина - заведующего сектором Античной археологии Северного Причерноморья в Эрмитаже : "...Маловероятно, что это чаши причерноморского производства. Здесь они обычно сероглиянные....".

Автор: "Понял Но главная идея, чаши и их осколки именно как одноштемпельные по монетам, то есть от одной матрицы родом - встречаются?".
Александр: "Да, их оттискивали в многоразовых формах".

Подборка мегарских чаш, в основном более древнего периода и именно производства Мегар, под Афинами.

Эрмитаж, Чаша "Мегарская", Создано: Делос. II в. до н.э., Найдено: Некрополь Нимфея, курган II. Крым, окрестности Керчи

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/25.+archaeological+artifacts/934900

Адыгея, скифы, котел, бронза, VIII-VI века до н.э.

Бронзовый котёл весом в 3 кг. 273 гр. выполнен на поддоне в форме усечённого сфероида (?) с отогнутым наружу краем венчика. Вертикальные ручки в форме рогов тура на 1/3 возвышаются над краем котла. Первоначально ручки отлиты отдельно от корпуса. Сверху на каждой из ручек по три отростка – выступа, один отломан. Котел обнаруживает и иные повреждения: тулово имеет наваренную заплатку и два сквозных отверстия (одно в заплатке и другое в не отремонтированной части тулова), поддон деформирован разрывом. Все повреждения можно отнести ко время бытования котла – сколы металла скрыты толстенным слоем окислов.
Устье котла изначально овальной формы (не за счет деформации, - как мне кажется!). На тулове котла, на 3/4 высоты, прослеживаются горизонтальный литейный шов.
Размеры котла: диаметр устья: 15,8–24,5 см, высота котла с ручкой 32,3 см, высота ручки от края венчика 5,6 см, высота выступа на ручках 0,8 см. Диаметр по внешнему краю конического полого поддона 12,2 см, диаметр в месте крепления к тулову 6,1 см, высота поддона 5,2 см. Поддон развальцован горизонтальным валиком, видимо для устойчивости котла. Иных украшательств,  кроме ручек оформленных в зверином стиле (?), не выявлено.

Сферическая форма тулова выполнялась из двух различных пластинок, соответственно, такой котел мог легко деформироваться, также не всегда удавалось достичь идеальной формы. Именно из-за хрупкости материала сохранение подобных котлов историки считают явлением уникальным. У этого экземпляра толщина стенок около сантиметра и металл очень крепок. Звон близкий к "малиновому". 8-))

По одному из источников - котлы не клали в захоранения при обряде погребения скифов, их попросту закапывали в землю. Поэтому чаще всего будущие музейные экспонаты обнаруживали по торчащим из земли шляпкам на ручках. По другому - котлы присутствуют лишь в захоронениях представителей верховной власти или в культовых местах, что, возможно, совпадало по месту.

При изготовлении формы для котлов первой группы сначала делали тулово, затем часть дна с поддоном и присоединяли к основной форме. Двустворчатые литейные формы для ручек делали отдельно и также присоединяли к основной форме, что прослеживается по литейным швам на наружной поверхности котла около ручек и на венчике [Минасян Р.С. Литьё бронзовых котлов у народов степей Евразии (VII в. до н.э. – V в. н.э.)]. На внешней стороне тулова котла, отлитого по описанной форме, есть горизонтальный шов, располагающийся внизу тулова. Внутри котла швы прослеживаются очень редко. Ко второй группе относятся котлы, имеющие вертикальный литейный шов снаружи, отлитые иногда вместе с поддоном. Он делит котёл на две симметричные части.
Это котел по типу производства следует отнести к первому типу, с горизонтальным швом.
На многих котлах есть заплаты. Большинство исследователей считают их следами починки в ходе использования котлов. Ю.С. Гришин отмечает, что в процессе отливки могли образоваться пустоты. В этом случае литейщики, чтобы не изготовлять котёл заново (особенно трудоёмким был процесс изготовления формы), приливали заплаты [Там же. С. 171].
О назначении котлов. Ю.В. Балакин выделил несколько функций котлов: 1) репродуктивная, 2) связь котла с идеей плодородия, 3) котёл как транспортное средство, 4) котёл выполняет посреднические функции между людьми и духами, 5) котёл – заменитель шаманского бубна у некоторых народов (нганасаны, ханты), 6) котёл участвует в установлении связи между мирами, 7) космический статус котла (ханты называют созвездие Большой медведицы котлом), 8) охранительные, защитные функции.
Странно, но господа ученые забыли упомянуть и 9 вид использования (вернее первый и, очевидно, основной):
Бронзовый котел скифы использовали в хозяйстве, для приготовления пищи, которая готовилась просто — котел устанавливали в очаг и обкладывали камнями. Хозяйке необходимо было лишь поддерживать огонь, тогда все стенки котла подогревались сильно и равномерно. В котел помещали мясо, которое составляло 90% рациона скифов. Сверху котел либо также закладывали камнями, либо запечатывали глиной. Именно таким образом, под воздействием высокой температуры, в собственном соку готовилась пища. Для кочевников данный вариант приготовления пищи был идеальным. В пищу использовали конину и баранину, иногда добавляли ячмень или просо.

Л.М. Плетнёва, БРОНЗОВЫЕ «СКИФСКИЕ» КОТЛЫ ИЗ с. ДЗЕРЖИНСКОЕ, ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Скифские котлы старше 2,5 тыс. лет случайно нашел на берегу озера житель Челябинской области и Древние кочевники закопали клады в котлах на Среднем Енисее во время обряда «оставления инвентаря»

Северное причерноморье, скифы, винный черпак и чаша, медь, IV-I века до н.э.

очень юморно нарисованая картина с современной версией скифской трапезы. https://dzen.ru/a/YlE6lO1PaDKzgi5k Схожий черпак виночерпия на картине присутствует, но иных ляпов автора это не отменяет.

Кубань, киммерийский период, чаша, медь, IX-VII вв. до н. э.

ken:"Чашу с Кубани привезли, подробностей не знаю, с ней был котёл тонкостенный, дно вывалилось, продал на месте, он нетранспортабелен. Это киммерийский период 8-7 до н.э. Про фото котла - попрошу у товарища, кому его отдал, если сделает фото, то пришлю".

 

Время существования киммерийцев приходилось на переходный период от Бронзового к Железному векам. В Северном Причерноморье и прилегающих территориях этот период соответствует IX — начало VII вв. до н. э., иногда исследователи называют его «Киммерийским» или «Предскифским» периодом/эпохой.

киммерийская посуда с кубани (сайт доноведенье) и котел с тех же мест

Кипр, бронзовый век, Британский музей и чашечка с зооморфным сюжетом из того же самого района, но не сопутка. Да и видно, по зооморфности, что это скифы, а не киммерийцы.

подборка киммерийских артефактов, с какого то музея.

Аналогичный крюк колчанный или крюк от пояса у нас присутствует в коллекции музея (фото с линейкой), но определен как скифский.

Загадки киммерийских артефактов и про сугубо киммерийские захоронения

Сокровища Баксанского ущелья. Загадки Кавказа открывает географическое сообщество

Крым, Скифы, чаша или патера, бронза, I-III века н.э.

Магистр Йода:"Предмет из скифского комплекса. Женская бижутерия: пара браслетов, немного бусин глазаток, шейная гривна тонкая простая. Конские удила и псалии биметалл".

Адыгея, римский период, скифос, стекло, I-II вв.

скифос в осколках (полагаю процентов 65 от целого) и рюмка аланских племен (видимо тоже импорт).

кусок льда: "Адыгея, в горах, граница с Краснодарским краем. рядом были кольчуга, фибула, различные нашивки, личное оружие и конская утварь. Из стекла так же есть аланский канфарик ".

скифос проданый лет пять назад на аукционе виолити, россыпью, но в довольно полной комплектации.

Скифос стеклянный, курганная группа «Динская 29», 2021 Край венца плоско срезан, венец не выделен. Две вертикальные петлевидные ручки сверху декорированы плоскими пластинами, находящимися на одном уровне с венцом; снизу – плоскими выступами под углом. Верхняя пластина имеет прямой срез на свободном конце и слегка вогнутые боковые стенки. Тулово полусферической формы плавно переходит в низкий, кольцевой поддон. В погребении был обнаружен в области левой ступни.
Период создания: середина II – начало I вв. до н.э.Локация: Восточное Средиземноморье (?)
Как я понимаю, вещь уникально редкая, пусть даже и в реставрированном виде, при должном количестве фрагментов, конечно.

Поисковая по российским музеям находит единственный стеклянный скифос, тогда как керамических более 10 даже совсем почти целых.

скифос из фанагорийского музея. Обе фотографии. уже после реставрации. Канфаров стеклянных , судя по этой же базе, известно три

 На первом фото - наш канфар (скифос), после подбора фрагментов и склейки. Набралось фрагментов лишь на "фасадный вид" но, и таким результатом своей, с позволения сказать "реставрации", доволен. Хотя, образец из ГИМ - второе фото - выглядит побогаче. Жемчужиной экспозиции на выставке античного искусства  «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров» в Историческом музее Москвы является стеклянный канфар в золотой оправе

Канфар (греч. kantharos) — кубок с двумя вертикальными ручками. Обычно канфар изготавливали из драгоценных металлов или обожжённой глины (керамики), украшали художественной росписью и использовали как сосуд (объёмом 0,5 л.) для питья. Для культовых ритуалов древние мастера изготавливали канфары из золота, или дорого в то время материала, стекла, украшенного золотом и драгоценными камнями. Культовые канфары использовали жрецы для жертвоприношений богу Дионису.
Канфар (греч. kantharos) этот изготовлен примерно во II — начале I вв. до н.э. Материал — стекло, золото, драгоценные камни — сердолик, гранат; техника изготовления — скань, зернь, тиснение, пайка. Высота канфара 9,4 см; диаметр верхней части: 10,5 см; диаметр поддона: 7,8 см. Место находки: Россия, Краснодарский край, Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, ст. Северская. Северский курган. Раскопки казаков 1881 г.
Канфар известен в Средиземноморье с Микенской эпохи, как сосуд для вина и атрибут бога вина Диониса. Канфар широко использовали в Греции в VI-V веках до н.э.

Сарай-Бату, Астраханская область, Золотая орда, чаша, вторая половина XIV в.

рублев: "сопутка - монеты и бытовуха ЗО. На оборотной стороне следы от треножки (сипая). Технология именно ордынского обжига тарелок. обычно следы от него в центре чаш (три точки). Форма сосуда классическая. Астраханская область стоит на маршруте северной ветки Шелкового пути и это торговый город. Некоторые монеты сопутки есть у меня в темах...".

Рис. 1. Азов-2015- Азак (XIII—XIV вв.). Пер. Социалистический, 53. Раскоп II, яма 20. Кашинная чаша с росписью люстром (Иран, 2-я половина XIV в.); Рис. 2. Царевское городище. 1–2 – фрагменты красноглиняных чаш с росписью ангобом под прозрачной бирюзовой глазурью.

Место изготовления красноглиняных чаш с росписью ангобом под бирюзовой прозрачной глазурью пока не установлено. Эти категории сосудов стабильно встречаются в культурных напластованиях в основных золотоордынских региональных городских центрах Болгаре, Укеке, Маджаре, Азаке, но в очень малом единичном количестве. Датировки бытования этих сосудов по археологическим данным приходятся на середину – вторую половину XIV в. источник: "КРАСНОГЛИНЯНАЯ КЕРАМИКА С БИРЮЗОВОЙ ГЛАЗУРЬЮ ИЗ ЦАРЕВСКОГО ГОРОДИЩА, С.Г. Бочаров" (городище золотоордынского времени расположено на реке Ахтубе, у села Царев Ленинского района Волгоградской области).

Место находки данной чаши (тарелки, блюда) Сарай-Бату, Старый Сарай (по летописи - Сараи Большие: современное с. Селитренное Харабалинского района Астраханской области), город, построенный ханом Батыем в 1254 (по Рубруку). Первоначально был главным политическим центром Золотой Орды. В нём было много дворцов, мечетей, ремесленных кварталов и др. В окрестностях Сарай-Бату находился большой некрополь. В результате междоусобной борьбы ханов и похода Тимура (1395) он сильно пострадал. Окончательно разрушен в 1480. "Бъется" изображение с обломками чаши из Царевского городища Рис.2 почти идеально.

И, чтобы прочувствовать, что происходило в то время, когда из этой самой чаши прихлебывал какой-то умеренно знатный золотоордынец:
Великий голод, от которого погибло несколько миллионов человек в Европе.
Иван Калита становится Великим князем Московским.
Нижний Новгород стал столицей самостоятельного Суздальско-Нижегородского княжества.
Гражданской война в Византии
Чёрная смерть убивает почти половину населения Европы.
Основано государство Лао Санг (страна миллиона слонов и белого зонта), Вы уже догадались по названию, что это Лаос?
Куликовская битва, сражение войск русских княжеств под руководством Дмитрия Донского против ордынцев под руководством темника Мамая.
Война Тимура с Тохтамышем:
Тамерлан завоевал западную Персию и Багдад.
Битва на Ворскле. Войска Золотой Орды под предводительством хана Тимура-Кутлука и эмира Едигея нанесли поражение польским, немецким и татарским войскам литовского великого князя Витовта и западно-русских князей.
Первые упоминания об Астрахани.

Чечня, голова скульптуры Аттиса?, терракота, II-III век

Сомнительно, стоит ли отнести это к посуде, но нашедший артефакт каракатау, полагал, что это чаша для яда 8-))))

каракатау:"Чечня, горы. сосуд для яда, говорят". Сомнительно - не устойчиво на поверхности и чтоб изображение было вверх ногами? Продавец даже не углядел вверх тормашками лица человека и волос, а предположил нечто зооморфное. Полагаю, скорее всего отбитая голова статуэтки античного периода. Кромка снизу с остатками черного лака - это просто античная солонка в качестве подставки, к фрагменту отношения не имеет.

Хорошо видны остатки черной краски или обгоревшей краски любого иного цвета. Сомнительно, чтоб терракоту выкрасили в единый черный цвет. тем более на щеках видны участки пегмента светлых тонов.

фигурный двуликий унгвентарий из непрозрачного опакового стекла, клад из Артезиана времен римско-боспорских войн и Фрагмент мраморной статуэтки, представляющей голову в шлеме, Керчь или Тамань. Из собрания Д.Я. Самоквасова, 4-2 вв. до н.э., Высота: 7,7 см; толщина: 5,6 см , Мрамор, Государственный Исторический Музей 76990/1308 и Аттис Cabinet des médailles, Paris.

Крым, черняховская культура, Скифы, ароматница, золото, II-III века

Сомнительно, стоит ли отнесить это к посуде, ароматница это скорее ювелирка, но...

telec555:"Изделие найдено возле с. Огоньки. Поселения начиная с архайки до царизма. Монета была 4-5 до н э, татарки и даже Византия. Вес ароматницы 0,55 гр.".

схожие изделия этой археологической культуры, выставляемые на аукционе виолити в разные годы

Село Огоньки Челядиновского сельского совета: В 1 – 2 километрах к северу от Огоньков – группа из 16 курганов; В 2 – 3 километрах к северо-западу от Огоньков – группа из трех курганов. В 3,5 – 4 километрах к западу – северо-западу от Огоньков – группа из трех курганов. В 4,2 – 5,2 километрах к западу от Огоньков – группа из двух курганов. В шести километрах к юго-западу от Огоньков – группа из двух курганов. В 200 метрах к западу от Огоньков, у кладбища – группа зи трех курганов. В 200 – 120 метрах к востоку от Огоньков – курган, 9 курганов – к югу от дорги Огоньки – Челядиново, всего – группа из десяти курганов. В 0,5 километрах к востоку от кладбища Челядиново – группа из двух курганов. В Огоньках – поселение периода античности, установлена охранная зона площадью один гектар.

Москва, кубок, серебро, золочение и чеканка, XX век

Китай, чашка чайная, кокос и олово, XVIII век

Высота 5 см., диаметр 8 см., олово, кокос.

Аналогичная чашечка из спальни Петра Алексеевича в Монплезире, Кат.37, Чашка, Китай, XVIII век, Волокно кокосовое, лак; плетение; 5,5 × 8,3 см.

Спальня Петра1 в Монплезире в петровское время служила и буфетной. В ХIХ веке ее считали спальней Петра I, и поэтому в ней были размещены его личные вещи.
На  кровати лежат привезенные из Китая халаты императора, рядом стоят китайские ширмы. На каминной полке — керамические чайники из каменной массы,
по легенде, подаренные Петру I китайским императором. Потолок украшен плафоном «Зима», написанным французским художником Ф. Пильманом.
В начале ХVIII века коллекция фарфора в Монплезире пополнилась исинскими чайниками, которые, по преданию, Петру I подарил китайский император Канси (1662–1722). К сожалению, это всего лишь красивая легенда. Сведения, содержащиеся в описи имущества дворца Монплезир, позволяют предположить, что Петр I заказал чайники в Голландии, активно торговавшей с Китаем. Каталог выставки "Петергофское лето. ИМПЕРАТОРСКИЙ ВКУС": Кат.36, Чашка, Китай, XVIII век, Скорлупа кокосового ореха; резьба, 5,0 × 7,8 см., Инв. № ПДМП 160-бк: Кат.37, Чашка, Китай, XVIII век, Волокно кокосовое, лак; плетение; 5,5 × 8,3 см., Инв. № ПДМП 165-бк

Пожалуй эта чашечка Петра1 наиболее схожая из всего что мне попалось на данную тему, тем более что и в узорах усматривается стиль Китая и в описании от антиквара, у которого я ее купил - "Антикварная галерея СеверинЪ" - "Китай 100%. Видел в каталоге. Там написано что кокос. Купил в одной коллекции со старым Китаем и делфтским фарфором в том числе." Т. е. как и в колеекции вещей Петровской коллекции китайский чашечки сопутствуют Делфтскому фарфору, так и у этого антиквара эта чашечка имеет такую же голандскую сопутку 18 го века - вот его лоты делфтского фарфора - реставрированных плохо и по "конской" цене - Пивная кружка. Делфт. 17-18 век. Голландия и Ваза Керамика Делфт. Н-38см. 1680-90.г. Голландия. Вот как трепетно реставрировали например ширму из убранства той же комнаты Петра 1 в Монплезире.

Оказалось, что в то время этот материал по названием индийского ореха был и на Руси довольно популярен - Российские изделия из кокоса XVII—XIX веков

Lot 658 | Auction date: 23.06.2018 Chinese tea Set coconut and Tin China, Qing-Dynasty (1644-1911), 19th Century. Century wall and others carved with Shou symbols, partly gold-plated. 5-tlg.: Teapot, lid, 2 Kopp Chen ring. Auktionshaus Stahl GmbH & Co. KG, Graumannsweg 54, 22087 Hamburg, Germany

Пантикапей, фляга, терракота, II вв. до н.э. - II вв. н.э.

Керчь: "Коллекция не моя. Человек богу душу отдал больше года. Жинка потехоньку продает имею 15%. Все что есть и сам не видел. И не мне одному предлогает".

Немного схожие по форме и технике исполнения, в том числе и рисунка, но не по назначению объекты есть тут - Лепные курильницы из памятников Северного Причерноморья, но это конечно не курильница, а именно фляга. Аналога ни по форме, ни по изображению, пока не нашел.

А может много более в тему данный раздел того же сайта - Лепные сосуды с зооморфными ручками римского времени:

В Крыму сосуды такого типа находят на территории Керченского полуострова. Там встречаются как реалистические изображения животных, так и схематические, причем последние наиболее характерны для позднего периода (III – IV вв), хотя бытуют и в I – II вв. Изображали, как правило, таких животных как: баран, лошадь, собака, дикий кабан, хищная птица.

Большинство реалистических зооморфных мотивов изображает фигуру кабана. Гораздо реже встречается образ птицы. Сосуды с изображением кабана составляют группу, характерную главным образом для Керчи и ее окрестностей I – II вв. Форма и глина этих сосудов тоже местная, сделаны они в подавляющем большинстве на гончарном круге. Однако распространение в Керчи такой керамики – несомненный признак усилившегося варварского влияния, хотя и не обязательно сарматского. Зооморфные сосуды распространяются с рубежа первых веков нашей эры, когда сарматы заняли все Северное Причерноморье вплоть до Дуная.

К следующему типу относятся сосуды, ручки которых выполнены в виде птиц. Данный тип представлен наиболее разнообразно, т. к. способы передачи птиц весьма многочисленны. Можно отметить ручки в виде фигурок птиц, стоящих ногами на плечиках сосуда, хвост опущен, а его отогнутый кончик направлен вверх. По сторонам головы налеплены большие шарики, которые передавали глаза. Голова птицы с длинной шеей и загнутым клювом направлена к горлу сосуда. Крылья слегка раздвинуты в стороны.

Применение в качестве ручек на сосудах фигурок животных являлось художественным образом оберега, в котором выражались религиозные представления. Изображение животного на сосудах, вероятнее всего, первоначально связывалось с тотемическими представлениями. Исходя из того, что некоторые изображения имеют свой ареал распространения, можно предположить, что они на ранних этапах являются определённым маркёром отдельных племён, которые составляли сарматскую этническую общность.

первое фото - мой любимый каталог - ПАНТИКАПЕЙ и ФАНАГОРИЯ ДВЕ СТОЛИЦЫ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА. Второе из Керамические фляги из поселения Маслины в Северо-Западной Таврике, Котенко, В.В. Но аналогичных там нет. И Bот что то отдаленно похожее, хотя бы по наличию объемного изображения на ней: Old ancient antique Terracotta water vessel pot from ancient Roman and Greek

Может птичка на фляге и не птичка вовсе, а стилизованный грифон, типа аля василиск. А фляга, конечно, чернолаковая и с ручками, но общее в форме угадывается. А главное - значит были фляги в обиходе того времени и можно будет попытаться найти и схожий тип.

Пришла - рассмотрел: 1. C обоих сторон от основания горлышка и до уровня головы петушка остались обломанности от двух ручек;

2. изображение именно петуха. На одной ноге стоит, вторая делает шаг вперед. Причем на разных сторонах по разному, так что не оттиснуто формой, а изображение нанесено вручную, или используется двухсторонняя форма для одновременного оттиска. Над греешком петушка толи солярный символ, толи цветок. По контуру изображение окаймлено растительным орнаментом;

3. Объем 0, 55 литра - это как раз емкостью в один римский секстарий. В рассказе Светония о Горации есть шутка, в которой из-за непонимания слова sextariol- смысл мутен. Считается, что имеется в виду некий сосуд емкостью в один секстарий (sextarius, 0,55 л.). Но если принять за этим словом значение списка детей от любовниц и наложниц, список шахов, то слова Светония дают лестную оценку производительным возможностям Горация. - Новокшонов Д. Е., Римские невозвращенцы: утешение дырой.

ЕГИПЕТСКИЕ РЕЛЬЕФНЫЕ ФЛЯГИ ГРЕКО-РИМСКОГО ВРЕМЕНИ В ГИЗЕ С. Е. Малых и Единственная аналогичная фляга была обнаружена в 1993 году см. Археология и история Боспора том 3 и В Галлии найдена фляга легионера с "тайным зельем" ( но это опять не оно - т.к. металлическая).

Но, исходя из этого изображения, может и VIII-IX века по аналогии с номером 20, из Археология СССР, том 18, Крым и закавказье в средневековье.. Хотя где Керчь, а где Херсон (Севастополь).

Ну да, со временем все больше скланяюсь, что это хазарские формы баклажки, то есть средневековье.

Римская империя, масляная лампа, бронза, II век до н.э. - II век н.э.

Silverdenariy: "Информации по месту находки нет, поскольку куплена на импортном аукционе... ".

Наиболее схожая по типу (первое фото) продавалась вот тут http://www.ancientresource.com/lots/roman.html, но уже в архиве нашел фото, без описания, в кэше гугла.

Прикольно, но лампа, купленная где то в Европе идеально, по размерам и стилю солярного узора , подошла к крышке от масляной лампы, найденой мной на тусовке копарей в Севастополе в 2019 и найденой в Байдарской долине, под Балаклавой. Бывают же такие совпадения? Ведь артефакт не частый.

Хотя, скорее всего, эта лампа была без крышки. Без крышки, с оливковым маслом, я ее вчера уже испытал, работает без копоти, осталось попробовать с крышкой, но не вскрывать же для этого стенд № 2 ?

Кубань, меоты, кружка.

ken: "Да, с такой формой посуды сталкивался, начинаю с Кубани и до Лабы такие кружки попадаются, они бывают с ручкой. но чаще именно такие...".